Лайки не нужны. Это лишнее давление
В начале этого года Instagram начал тестировать сокрытие лайков. Функция уже активна в ряде стран, но работает неполноценно — пользователь видит количество отметок «Нравится» у себя и не видит на других аккаунтах.
Соцсети не нравится, что этому значению пользователи уделяют много внимания. «Мы не хотим, чтобы Instagram казался соревнованием», — сказал глава компании Адам Моссери на конференции F8.
Instagram хочет снять с пользователей лишнее давление.
Топ-менеджеры других открытых площадок также против этих чисел. «Разрабатывай я сервис с самого начала, я бы не акцентировал внимание на количестве подписчиков и лайках. Думаю, я бы даже не создавал отметку 'Мне нравится'», — сказал основатель Twitter Джек Дорси на конференции TED в июне.
За соцсетью последовал YouTube и скорректировал отображение подписчиков — их точное число видно только на канале, в других случаях показатель округляется.
Видеохостинг не комментировал ситуацию с отображением различных цифр. Зато в конце прошлого года ресурс задумывался об отказе от кнопки дизлайка. Директор площадки по управлению интернет-проектами Том Леунг, говоря о ситуации, не сказал ни слова о негативном влиянии этого показателя на людей, причина чисто техническая — дизлайки могут накручивать для занижения рейтингов канала.
Тренд добрался и до России. «ВКонтакте» тестирует разные варианты отображения кнопок под публикациями в пользовательской ленте. Один из них — вид без счетчиков лайков и репостов.
Причина похожая. «Отношение к лайкам за годы изменилось. Раньше они были про коммуникацию между автором и читателем, но со временем их стали воспринимать как мерило качества контента. В рамках эксперимента мы хотим проверить, как изменения повлияют на вовлечение пользователей», — говорит директор по росту и исследованиям соцсети Андрей Законов. Откажется ли ресурс от отметки «Нравится» и показателя количества репостов, неизвестно.
Правда, иного способа оценить качество контента и популярность его создателя пока нет. Авторы не знают, что будет дальше, как будут платить за рекламу, и их страх обоснован.
Блогер из Долгопрудного Руслан Захаркин подал на Instagram в суд и потребовал компенсации за моральный ущерб после новости о возможном сокрытии лайков. По его словам, так соцсеть хочет отнять у авторов рекламодателей и продвигать рекламу самостоятельно. Его сомнения логичны: неизвестно, как без лайков будет оцениваться рекламная интеграция.
Авторские права: хочешь цитировать, бери лицензию
Летом этого года блогер BadComedian сообщил, что киностудия Kinodanz подала на него в суд из-за обзора их фильма. Причина абсурдна — превышение допустимого объема цитирования.
Суть в том, что в местном законодательстве нормы цитирования не установлены. Поэтому было очевидно, что действие Kinodanz — попытка заблокировать неугодный для себя контент.
Правда, если Евросоюз примет «Директивы об авторских правах», блокировка контента пользователей из-за этого же цитирования уже не будет абсурдной, а станет полностью законной.
Против введения закона выступил заместитель министра иностранных дел Польши Конрад Шиманский. Политик сказал, что эта система может привести к принятию правил, аналогичных превентивной цензуре, а она запрещена в Конституции Польши и в договорах ЕС.
Законопроект уже принят Европарламентом и Советом Европы.
На практике это будет делаться так: чтобы распространять контент с копирайтом, нужно покупать лицензию у правообладателя. Компания может дать лицензию одним блогерам и отказать другим, по своему желанию. Тот, чей контент ей нравится, сможет свободно говорить о компании, тот, чей контент не нравится, подпадет под ограничения.
Из-за этого закона контент может измениться до неузнаваемости. В частности могут исчезнуть мемы. За их основу берутся кадры из фильмов, рекламы, новостей и прочего. Если «Директива об авторских правах» будет принята, распространение смешных картинок и коротких вставок в видео может оказаться просто невозможным. Правда, Европарламент уточняет, что мемы станут исключением и смогут распространяться без лицензии.
Фейковые новости: информации слишком много, и не вся она достоверна
Еще одна проблема соцсетей — публикация сомнительной информации. Больше всего внимания ей уделяет Facebook. О начале борьбы с фейковыми новостями ресурс сообщил в 2015 году.
Проблема особенно сильно дала о себе знать во время последних президентских выборов в США. Соцсеть Марка Цукерберга обвинили в том, что, продвигая фейковые новости, она помогла Дональду Трампу победить. Одной из претензий было распространение ложной информации. Цукерберг говорил, что обвинять ресурс в этом — безумие, тем не менее, под давлением он признал вину.
Сейчас под ссылкой на сторонний сайт Facebook указывает информацию о ресурсе. Нажмите «Об этом сайте», чтобы узнать что это за сайт и какая у него информационная повестка. Пользователи могут пожаловаться на пост за распространение недостоверной информации, после чего ее проверяют независимые эксперты, сертифицированные Международной сетью факт-чекинга (International Fact-checking Network).
Instagram в августе этого года предоставил пользователям возможность сообщать модераторам о сомнительном контенте, после чего специалисты его изучат и примут соответствующее решение.
«Мы вкладываем большие деньги, чтобы ограничить распространение сомнительной информации в наших приложениях», — говорит представитель соцсети Стефани Отуэй. В ближайшем будущем, на ресурсе появятся и другие инструменты для борьбы с фейковыми новостями. В частности, за достоверностью информации будет следить искусственный интеллект.
С фейковыми новостями также борется мессенджер WhatsApp, правда этот случай — исключение, так как тут повод бороться с непроверенной информацией иной. Мессенджер пользуется популярностью в Индии, в стране участились случаи линчевания людей из-за распространения неподтвержденной информации в переписке.
Если верить The Wall Street Journal, индийцы недавно начали пользоваться информационными технологиями, поэтому слабо ориентируются в приложениях. В рамках борьбы с фейковыми новостями WhatsApp добавил отметку пересланного сообщения, ограничил их число за сутки, опубликовал ряд инструкций по выявлению фейковых новостей.
Ситуация неоднозначная. Facebook уже обвинили, что история с фейковыми новостями — попытка координировать СМИ и блокировка неугодного компании контента, а не удаление ложной информации.
Что будет дальше?
Открытые ресурсы хотят отказаться от прежних показателей качества.
Лайки и количество подписчиков действительно устарели. В Instagram «сториз» популярнее постов: в 2017 году было зафиксировано 200 миллионов активных пользователей в сториз ежедневно, что оказалось чуть меньше общей аудитории соцсети. При этом в них нет отметок «Нравится», доступно только количество просмотров, и оно видно исключительно автору. На YouTube доход от рекламы зависит от других показателей, число подписчиков, лайков или дизлайков не учитывается.
Борьба с фейковыми новостями и авторскими правами — попытка отрегулировать пока что слабо контролируемый пользовательский контент. Эти истории гораздо запутаннее, как и любые, в которые вмешиваются государства. Они нуждаются в более детальной оценке ситуации и осторожных действиях, иначе можно нарушить работу ресурсов.
Соцсети реформируются. Возможно, в ближайшем будущем изменятся принципы оценки качества контента или блокировки. Правда непонятно, в каком направлении развиваются открытые площадки.
Это тоже интересно: