60 лет назад был сбит самолет, который в США называли недосягаемым. История падения Пауэрса

1 мая 1960 года над Свердловском был сбит самолет-разведчик U2, управляемый 30-летним Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. Как это случилось?
Холодное десятилетие
«Общее назначение»
Полеты над СССР
​​​​​​​Провал Пауэрса
​​​​​​​Сбитый летчик и международный скандал
Холодное десятилетие
«Общее назначение»
Полеты над СССР
​​​​​​​Провал Пауэрса
​​​​​​​Сбитый летчик и международный скандал
Ещё

Холодное десятилетие

1950-е годы — самый разгар Холодной войны. Даже несмотря на «оттепель» в СССР и широко освещавшийся визит Никиты Хрущева в США, отношения двух стран оставались натянутыми. Главной причиной этого стали военные успехи Советского Союза. К концу десятилетия наша страна создала внушительный флот бомбардировочной авиации и провела испытания баллистической ракеты Р-7, которая могла нести 3-мегатонный ядерный заряд на расстояние 8800 км, а значит имела возможность поражать цели на территории США.

Риск ядерного конфликта между двумя сверхдержавами был высок как никогда, и обе страны, конечно, пытались знать как можно больше друг о друге. Отрывочная информация, полученная благодаря снимкам с крыш посольств и фото, сделанным над нейтральными водами, представлялась американцам тревожной.

Н. С. Хрущев во время визита в США. Фото: North County Public Radio
Н. С. Хрущев во время визита в США. Фото: North County Public Radio

Судя по номерам на фюзеляжах, США начали заметно отставать от главного соперника по количеству стратегических бомбардировщиков. Или же это был блеф, и «комми» просто перед каждым вылетом перекрашивали номера, чтобы ввести оппонентов в заблуждение, — но как это выяснить? Нужен был самолет, летающий на высотах более 21 километра, где его не смогли бы достать, и фотоаппаратура с хорошей разрешающей способностью.

«Общее назначение»

Задача по созданию «недосягаемого» самолета-разведчика была возложена на Кларенса Джонсона, конструктора фирмы Lockheed. Самым известным творением Джонсона на тот момент был истребитель-перехватчик F-104 Starfighter. Этот самолет стал первым в мире, способным развить скорость вдвое выше звуковой, а также впервые преодолел планку высоты в 30 километров. Сама по себе машина была весьма слабой: «ей недостает всего, кроме скорости», — говорили о ней американские пилоты. Но что еще нужно самолету-разведчику, кроме как быть быстрым и подниматься на заоблачные во всех смыслах высоты?

Так и стартовала работа над проектом знаменитого самолета U-2, на котором совершил свой печально знаменитый полет Пауэрс. Кстати, буква U в данном случае — одно из проявлений повышенной секретности: она означала «utility», то есть самолет общего назначения. Самолеты-разведчики же обозначались буквой R (reconnaissance).

Самолет U-2 в полете. Фото: Popular Mechanics
Самолет U-2 в полете. Фото: Popular Mechanics

Задача подъема на высоту более 21 километра (здесь самолет был бы недосягаем для советских истребителей и ракет) и сверхбыстрого полета была решена за счет снижения веса и увеличения размаха крыла. Благодаря своей конструкции и двигателю U-2 мог экономить топливо на больших высотах, переключая мотор на полетный малый газ и планируя на большие расстояния. Однако легкий корпус самолета мог не выдержать высокой скорости в плотных слоях атмосферы, поэтому пилотам U-2 приходилось соблюдать особый режим подъема и разгона. Самолет очень быстро набирал 19,5 км, а затем поднимался гораздо медленнее. Рабочая высота составляла 21 км: при этом разница между минимальной и максимальной скоростями на данной высоте была чуть больше 10 км/ч.

Инженеры компании Perkin-Elmer создали для самолета-разведчика уникальную камеру. С рабочей высоты U-2 она могла заснять полосу шириной 150 км и длиной 3000 км. Разрешение камеры при этом составляло всего лишь 76 сантиметров — то есть можно было четко различать объекты размером менее одного метра! При одном из тренировочных полетов на пленку попал участок, принадлежащий тогдашнему президенту США Дуайту Эйзенхауэру — и на нем легко можно было сосчитать коров.

Полеты над СССР

Уже в июне-июле 1956 года U-2 совершил первые разведывательные полеты над странами Европы: Польшей и ГДР. Вопреки ожиданиям американцев, радиолокационные приборы обнаруживали самолет. Тем не менее, Эйзенхауэр рискнул и выдал разрешение на пролет самолета над СССР. Символично, что он состоялся в День независимости США, 4 июля.

Президент Соединенных Штатов изначально выступал против разведывательных полетов над территорией СССР, полагая, что это вызовет международный скандал и похолодание и без того не слишком теплых отношений между сверхдержавами. Однако увидев, какие разведданные собирает U-2, Эйзенхауэр не смог устоять: информация, переданная с самолетов-разведчиков, вынуждала рискнуть.

Благодаря U-2 американская разведка сумела собрать данные о количестве стратегических бомбардировщиков М-4, сфотографировать верфи в Ленинграде, определить многие элементы советской системы противовоздушной обороны, аэродромы базирования истребителей-перехватчиков. До полета Пауэрса U-2 пролетали над территорией СССР около 20 раз. Последняя успешная вылазка состоялась 9 апреля 1960 года: самолет, пилотируемый Бобом Эрикссоном, сумел заснять ядерный полигон в Семипалатинске, космодром Байконур и авиабазу бомбардировщиков Ту-95. Следующий полет был назначен на конец апреля того же года.

Провал Пауэрса

Самолет, пилотируемый Фрэнсисом Гэри Пауэрсом, должен был вылететь с территории Пакистана — аэропорта города Пешавар. Дата начала миссии была назначена на 28 апреля, однако из-за плохой погоды самолет поднялся в воздух лишь 1 мая. Поднявшись в воздух, U-2 набрал высоту над территорией Афганистана и пересек афганско-советскую границу юго-восточнее Кировабада (сегодня — город Пяндж в Таджикистане), поднявшись на 18 километров над землей.

Пролетев до Аральского моря, самолет повернул на север, в сторону Байконура, где заснял межконтинентальные баллистические ракеты на территории космодрома. Далее маршрут самолета лежал над Сибирью, где Пауэрс должен был пролететь над закрытым городом Челябинск-40, в котором находился завод по производству оружейного плутония. Следующими целями разведчика были космодром в Плесецке и базы ВМФ в Архангельске и Мурманске. Приземлиться Пауэрс должен был на авиабазе Буде в Норвегии.

Примерный маршрут полета Пауэрса. Фото: Wikimedia Commons
Примерный маршрут полета Пауэрса. Фото: Wikimedia Commons

Силы ПВО в тот день находились в состоянии повышенной готовности, и Пауэрса засекли почти сразу. Однако перехватить или сбить самолет сразу не удалось — до самого Свердловска (ныне Екатеринбург) почти нигде не было зенитных ракет наземного базирования, а потолки высоты советских истребителей-перехватчиков были гораздо ниже, чем у американского самолета.

Возле Свердловска у Пауэрса появился первый действительно опасный противник — советский пилот на Су-9. Этот новейший на то время самолет приняли на вооружение лишь несколько месяцев назад. Он способен был подниматься на высоту до 20 километров. Однако поднятая по тревоге машина к поединку была не очень готова: у самолета отсутствовало вооружение, так как его перегоняли с завода к месту службы, а летчик был без высотно-компенсирующего костюма. Попытка тарана провалилась из-за ошибки наведения и нестабильной работы бортовой РЛС, а на повторную атаку попросту не хватало топлива.

Но следующая опасность стала для Пауэрса фатальной. Повернув в сторону Плесецка, самолет оказался в зоне действия комплекса ЗРК 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады. Те, кто планировал маршрут, об этом прекрасно знали — но не учли одного очень важного факта. На вооружении у бригады уже были ракеты С-75, способные поражать цели на высоте до 30 километров. Вот такая вот неосмотрительность на высшем уровне.

Сбитый летчик и международный скандал

Свою задачу советские зенитчики выполнили на отлично: U-2 был сбит первой же ракетой. Взрыв произошел позади самолета, и тот потерял хвостовую часть, начав падать. Пауэрса зажало между приборной панелью и креслом: оттуда он не мог дотянуться до специальной кнопки взрывателя, которая должна была уничтожить его вместе с самолетом, и катапультироваться тоже не мог — ему бы оторвало ноги. С огромным трудом американец смог открыть фонарь кабины, дождаться снижения до высоты, где можно было бы дышать без кислородной трубки, и после этого выпрыгнул с парашютом.

Обломки сбитого U-2. Фото: РИА Новости
Обломки сбитого U-2. Фото: РИА Новости

В то же время на земле не могли понять, поражена ли цель. Мелкие обломки U-2 советские военные приняли за пассивные помехи, выпущенные самолетом-нарушителем. Поэтому ракеты по американскому самолету выпустили еще два дивизиона ПВО. Одна из них сбила МиГ-19, пилотируемый Сергеем Сафроновым, который вылетел на перехват U-2.

Пауэрс в это время уже приземлился возле деревни Косулино, где был задержан местными жителями. Назревал серьезный международный скандал. Госдепартамент США озвучил версию о том, что советские войска ПВО сбили исследовательский самолет, который брал пробы воздуха в районе советско-турецкой границы и залетел на территорию СССР случайно — пилот то ли заблудился, то ли сознание потерял. Но уже через несколько дней Никита Хрущев рассказал о взятом в плен Пауэрсе и представил документальные подтверждения того, что был сбит именно самолет-шпион.

Отпираться американцам было бессмысленно — новый виток Холодной войны стал неизбежен. Инцидент привел к фактическому срыву саммита с участием руководителей СССР, США, Великобритании и Франции. Вдобавок Хрущев отменил приглашение Эйзенхауэру посетить Советский Союз. Американский президент принес неловкие сожаления, а американские ВВС были приведены в повышенную боевую готовность.

Пауэрсу грозил расстрел, но в итоге все для американца обошлось, если можно так сказать. Пилот не стал скрывать целей своего полета, пошел на сотрудничество со следствием и в результате получил лишь 10 лет тюремного заключения. Но провел в тюрьме Пауэрс только 108 дней: уже в феврале 1962 года его обменяли на провалившегося советского разведчика Рудольфа Абеля.

Пауэрс на суде. Фото: Aftenposten
Пауэрс на суде. Фото: Aftenposten

Как ни странно, программу U-2 после этого происшествия не свернули. Пускай над СССР они больше не летали, но слава самолета, несколько лет дерзко летавшего над «одной шестой частью суши» и собравшего неимоверное количество важной информации, сыграла в пользу машины. Самолет подвергся ряду модификаций, в частности крылья удлинились с 76 до 100 м.

Новый турбовентиляторный двигатель поднял практический потолок машины до 22,5 км, а максимальная скорость увеличилась до 800 км/ч. Также стала возможной заправка в воздухе, что повысило радиус действия до 11 000 км. А сам случай со сбитым самолетом был предвестником политического обострения, которое ознаменовалось постройкой Берлинской стены и Карибским кризисом.

Контент недоступен