Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Получайте главные новости дня от Hi-Tech Mail.ru

«Интернет тупеет от детей». Главный российский фантаст Сергей Лукьяненко — о России будущего и плохих фильмах

Большое интервью автора «Дозоров».
Фото – РИА Новости

Критика BadComedian и «Черновик»

— Последняя экранизация вашей книги – «Черновик». В романе это много-много необычных миров, но в фильме – слишком похожая на Москву графика. На «Черновик» известный блогер Евгений BadComedian Баженов сделал обзор. Что вы думаете о критике фильма?

— В экранизации «Черновика» нельзя было обойтись без компьютерной графики. И все равно ее в фильме чудовищно мало. Претензии [некоторых зрителей], что этот мир выглядит картонно, обоснованны. Но дали бы нам еще хотя бы миллион долларов. «Черновик» был снят за ничтожную сумму: я не знаю деталей, но это вопрос 2-3 миллионов долларов. Попробуйте в Голливуде хотя бы романтическую комедию снять за такой бюджет, вас засмеют.

Графику приходилось максимально экономить, урезать, и появилась дерганость, рваность. От каких-то сцен пришлось отказаться. Те же матрешки (в фильме с героем сражаются роботы-матрешки — Прим. ред.) появились как шанс сделать что-то эффектное, но недорогое в рисовке.

Были и ошибки режиссера: например, сцена в Нирване. Там совсем ненужная аллюзия на Советский Союз и ГУЛАГ. Может, зарубежному зрителю это интересно, но не имеет отношения к книге и сюжету. Так режиссер увидел, я вмешаться не мог.

Во время загрузки произошла ошибка.

— То есть вы над фильмом не работали?

— К сожалению, нет. Я был занят на другом проекте по моей книге, который надеюсь выйдет. Я отдал права [на «Черновик»], сценарий делали без меня. Пожелания я высказывал, но не всегда они были восприняты.

Не считаю, что фильм провальный, но упущений там много. Частично по финансовым причинам, частично из-за желания режиссера показать свою позицию и трактовку.

— Вы сами смотрите YouTube?

— Бывает.

— Какие каналы?

— Чтобы прямо каналы, практически нет. Единственное — все тот же BadComedian: мне нравится, как он разбирает кино, человек с чувством юмора. В остальном для меня YouTube — рабочий инструмент: найти музыку, фрагменты фильмов и прочее.

— BadComedian часто критикует Тимура Бекмамбетова, который был режиссером «Дозоров» по вашим книгам, а теперь успешный продюсер.

— Я не думаю, что нужно разделять мнение человека на 100%. BadComedian — интересный, с чувством юмора автор. Но котлеты отдельно, мухи отдельно.

— То есть с его мнением о Бекмамбетове вы не согласны?

— А я не понимаю, о чем именно идет речь. Тимур участвует в разных проектах, где выступает в разных ролях.

— BadComedian считает, что сейчас Бекмамбетов занимается зарабатыванием денег, а не творчеством. «Елки», «Ирония Судьбы-2», «Горько!», «Взломать блогеров» – вот это всё.

— BadComedian тоже занимается зарабатыванием денег, а не только творчеством, если уж начистоту. Он точно так же работает на ниве всевозможных развлечений, зарабатывая на этом, и не ему бы тут высказывать претензии.

Какого там мнения BadComedian я не знаю, но Тимур очень сильный режиссер. Я видел, как он трудился, вкладывался в процесс. Искренняя работа на износ, а такое далеко не всегда происходит с нашими режиссерами. Ощущение, что некоторые отбывают повинность на площадке.

Те самые летающие роботы-матрешки. / Кадр из трейлера фильма «Черновик»

Деградация YouTube и Юрий Дудь

— У нас было интервью с BadComedian, и он несколько раз сказал, что русский ютьюб деградирует.

— Деградирует ютьюб и социальные сети вообще, и процесс неостановимый. Есть старая фраза: «Не пускайте детей в интернет, он от этого тупеет». Кажется, он отупел уже вконец. Печально смотреть на это. Может действительно из-за того, что пришло огромное количество детей и молодежи.

Во-первых, полностью испорчен язык. То, что раньше было стилизацией или некоей игрой, как тот же «олбанскей» язык, превратилось в чудовищную безграмотность. Я себя ловлю на том, что начинаю неправильно писать, если долго нахожусь в интернете.

Что до общего уровня деградации. У меня трое детей. И всегда замечаешь, что в компании детей интеллект группы быстро падает до уровня самого младшего ребенка. Они начинают смотреть что-то малышовое, играть в более простые игры.

Ощущение, что в интернете происходит аналогичный процесс и средний уровень общения падает до самого глупого человека на канале, в тусовке.

— Тем не менее, самый яркий видеоблогер последних лет — Юрий Дудь. Человек, который делает часовые интервью со взрослыми людьми. Как так вышло?

— Проявились его журналистские навыки, плюс в его интервью есть определенная скандальность, хайп. Ну, и всегда есть количество людей, которым нужно что-то поумнее. Просто на общем фоне они размываются и их особо не видно. Вот как вы думаете, кто из писателей сейчас прекрасно продается на бумаге?

— Боюсь, что в лидерах есть автор каких-нибудь «50 оттенков серого».

— Наверное, она тоже. Но в принципе огромные тиражи у Оруэлла, Замятина, Ремарка, Апдайка, других классиков. Казалось бы, книги, которые легко найти в интернете, показывают тиражи в десятки, а то и сотни тысяч. Причем читает в основном молодежь. Так что существует большая прослойка умной читающей молодежи, просто на фоне интернет-«пены» — аудитории ютьюба, школоты — она не видна.

— Видеоблоги смотрит большое количество молодежи. То что в ютьюбе стало много политической рекламы — опасно?

— Любой канал массовой информации будет использоваться для рекламы. А с точки зрения рекламы нет разницы между колбасой или мэром города. Если есть задание отрекламировать что-то, запустятся механизмы.

Надо нам отрекламировать условного министра сельского хозяйства. Тут же 150 наемных блогеров расскажут, какое у нас [чудесное] сельское хозяйство. Надо отрекламировать стиральную машинку? Те же 150 блогеров облизнут клавиатуру и сделают ролик в духе «Как я только что постирала свои трусики».

— И как в такой ситуации бороться с фейковым контентом?

— Самый простой принцип: к любой новости надо относиться как к фейковой. Как только это не голые факты или цифры, а оценочная информация, надо сомневаться. Потому что любая новость преломлена журналистом, в ней есть его мнение. «По утверждению экспертов, американский самолет такой-то в 100 раз лучше русского такого-то». Уже надо сомневаться. Серьезная информация не циркулирует в сетях.

«Ночной Дозор» – одна из первых успешных российских экранизаций. / Фото – РИА Новости

«Ночной дозор» и обалдевший Голливуд 

— С премьеры «Ночного дозора» прошло 14 лет. У фильма был скромный бюджет в 1,8 млн долларов, при этом он и сейчас хорошо выглядит по части спецэффектов. Лучше многих современных русских фильмов. Что сейчас мешает киноделам?

– Бюджеты и возможности компьютерной графики не позволяли размахнуться. На компьютере делали эффектную мелочевку: падающая гайка, переворот машины. Мы работали с выдумкой, какие-то вещи получилось сделать бесплатно.

Съемки «Дневного дозора» почти завершили, и я понял, что в начале фильма нужен кадр из прошлого. А бюджет трещал! Тимур Бекмамбетов (режиссер «Дозоров», уроженец Казахстана – Прим. ред.) вспомнил, что в Казахстане построили крепость для какого-то местного фильма. А он настолько известный был там человек, что нас пустили бесплатно поснимать. В итоге там и сделали эпическое начало, где лошади прорывались сквозь стену. Построили ее из коробок, завязали лошадям глаза, чтобы не боялись, и так они «прорывались» сквозь «камни».

Компьютерная графика стоила бы других денег. Кино — искусство обмана, если режиссер умеет оперировать имеющимися силами, получается хорошо.

 – В «Ночном Дозоре» одна из самых крутых сцен – переворот ЗИЛа над Завулоном.

— Причем я придумал ее для смеха, чтобы пораньше завести Завулона в кадр. Ну, и хотел проверить ребят, которые занимались спецэффектами. Спросил: «Что я могу написать для вас?». Мне ответили: «Что угодно, потом будем прикидывать». Вот я и вставил этот момент, когда он переходит дорогу и перебрасывает машину через себя.

Эпизод был проходной и нелепый. С чего Завулон идет по улице, как из магазина, и натыкается на машину? А те как идиоты его чуть не сбивают. Думал, эпизод вырежут, но Тимур увидел потенциал и сделал красивый аттракцион.

— Расскажите о самом сложном эпизоде без графики?

— Их было полно. Самый известный — когда троллейбус врезался в Завулона. Его снимали чуть ли не первым, и только когда увидели результат, решили делать кинофильм, а не телефильм.

А создавали его просто: в мерзлую землю втыкалась свая, на нее — манекен в одежде Завулона. Списанный троллейбус разгонялся несколькими машинами и врезался в манекен.

Или эпизод, когда Егор выскакивает с балкона на пожарную лестницу и лезет на крышу на вампирский зов. Это тоже снимали на «натуре». Просто мальчик на высоте 8 этажа со страховкой перепрыгнул на лестницу. Ему было страшновато, и пришлось позвать на съемки сцены Костю Хабенского. Ребенок очень его уважал, при нем не испугался и прыгнул.

Во время загрузки произошла ошибка.

— До Голливуда далеко, но, может, и хорошо.

— Ребята из Голливуда присутствовали на съемках «Дневного дозора» и были ошеломлены, как русские снимают кино.
Мы снимали пир темных. Перед этим я устраивал опрос в сети, кто из известных людей считается темным. Потом передал этот список на Первый канал, и они позвали многих звезд участвовать. (В сцене снимались, например, Сергей Шнуров, Анита Цой, Борис Моисеев. — Прим. ред.).

Съемки проходили на старом заводе. В огромном цеху оборудовали декорации ресторана. Была настоящая выпивка, закуска и музыканты. Через часок все расслабились, и мы стали снимать. Камеры спрятали, ходил Хабенский говорил реплики. Когда надо было устроить панику, некоторые стены упали, включились промышленные вентиляторы и начали все сдувать. Получились кадры реальной паники.

— Будущее фантастических фильмов за сериалами или все-таки кино?

— Сериалы стали более интересными, чем кино. Мои любимые сериалы? Да я назову всякий треш, типа «Человек будущего» или «Хэппи». Вещи, где идет сознательное нарушение норм, табу. «Очень странные дела» — очень интересный сериал, который должен был снять молодой Спилберг по молодому Кингу.

Научно-фантастические сериалы теперь единственное место, где режиссеры могут на полную катушку импровизировать и рисковать.

— А «Черное зеркало»? Там все традиционно грустно по части прогнозов о будущем.

— Я спокойнее к нему отношусь, хотя знаю, что у него есть армия фанатов. Не думаю, что попытки «Черного зеркала» угадать мир будущего удачны. Это всего лишь попытки, но небесспорные.

Виртуальная реальность и киберспорт

— В книге «Лабиринт отражений» вы описывали виртуальную реальность, где человек мог делать что угодно. Почему VR при своем потенциале до сих пор не стала массовой технологией?

— Виртуальная реальность сложна. Одно дело несуществующие пока возможности, вроде подключения напрямую к головному мозгу. Или как у меня в «Лабиринте» — гипнотизирующая программа, когда человек сам себе дорисовывал реальность.

Другое — все эти тактильные комбинезоны, шлемы. Они не дадут похожего ощущения [реальности]. Ты можешь стоять на движущейся платформе, махать руками и ногами, но на тебе все равно будет костюм. Ты будешь его ощущать и понимать, что картинка — это картинка. А когда полного погружения не возникает, для чего нужна виртуальная реальность? Слишком много требуется пространства: чтобы человек двигался, нужно метра два на два, какая-то платформа или подвеска. Плюс мощный компьютер, дорогой шлем, комбинезон.

Суператтракцион для геймеров — так он уже есть, но количество таких игроков конечно. Кто-то может полчаса поиграть в зале аттракционов и уйти. Ну еще используют VR для обучения военных, пилотов. Пока задачи для виртуальности, вроде «Матрицы», просто нет.

— Виртуальная реальность в любом случае будет связана с мозгом?

— Да, потому что имитация остается имитацией. Игра, условность, которую человек осознает. Наш доблестный герой, который спасает мир, понимает, что в любой момент может подойти мама, дать затрещину и сказать: «Иди делай уроки».

Виртуальная реальность – будущее видеоигр. / Фото – кадр из трейлера фильма «Первому игроку приготовиться»

— Бурное развитие киберспорта — подтверждение, что люди уже существуют в виртуальной реальности?

— Люди домысливают. В «Лабиринте отражений» я правильно поймал мысль, что не всегда нужен прорыв технологий, если можно использовать резервы мозга. У меня это было грубо воплощено: вот программа, она заставляет тебя домысливать.

Но люди и домысливают сами в играх, ведь случаются такие драмы и страсти в виртуальных сражениях.

— Вы играете в игры?

— Иногда в «танчики» могу с удовольствием погонять или в RPG'шку побродить. Но я стараюсь себя ограничивать и не злоупотреблять онлайн-играми. Они пожирают время в огромном количестве.

— Ладно игры, но сейчас популярны летсплеи — когда человек просто часами смотрит видео, как другой играет. Это странно.

— Да, я тоже не могу понять эту черту нынешнего поколения. Хотя есть и более странное: например, ребенок сидит и распаковывает игрушку. Какой-нибудь «Киндер сюрприз». Затем он собирает эту фигулинку. Все это записывается на видео. И это смотрят тысячи человек!

Видимо, особенность нашего времени. Понятно, когда человек смотрит видео, чтобы научиться чему-то, но просто глядеть. Наверное, отношение как к спорту. Когда мы смотрим футбол или фигурное катание, то понимаем, что сами так не забьем и тулуп не прыгнем. Плюс, видимо, ребенок мысленно находится на месте человека, который играет. Такой вот бесконечный поток отражений.

Законы об интернете и китайский путь

— Как вы относитесь к законодательному регулированию интернета в России?

— С осторожностью. С одной стороны, интернет не может оставаться территорией безнадзорной. С другой, правоохранительная практика у нас такая, что любой закон трактуется в сторону дальнейшего усиления.

Наряду с реальной борьбой с порнографией и терроризмом, легко «прикрутить» человеку несуществующие правонарушения. Законы должны быть, но оставаться понятными и прозрачными. Все это еще будет устаканиваться.

— Пойдем по «китайскому пути» с фаерволом?

— Боюсь, мы в любом случае к чему-то такому придем. И дело даже не в китайском пути, потому что западный вариант немногим лучше.

Может, там нет этой закрытости, но жутчайшая самоцензура у всех: что можно сказать и что нельзя. Я знаю пример, как один из наших писателей, живущих в США, иронически в твиттере по-русски высказался о произведении американского автора. Тот писал якобы о жизни в России. В результате «добрые люди» донесли, были разбирательства и финансовые потери. Оказалось, просто похохмить на Западе уже нельзя. Так что мы имеем не только вариант китайского варианта с дырявыми файероволами, но и западный — с самоцензурой.

Эпоха интернета девяностых-начала нулевых уходит в прошлое. Тогда он был вольницей, веселухой: «Это интернет, детка, здесь могут послать!» Времена меняются, надо просто это признать. Когда-то на всю страну было очень мало машин, водители носились по дорогам и не подозревали, что в будущем будут знаки и инспектора. Вот и мы в интернете подошли к такому.

Рассказ в соавторстве с нейросетью

— Вы вместе с нейросетью написали рассказ в стилистике Гоголя. Как возникла эта идея?

— На меня вышли с телеканала ТВ3 и рассказали о такой задумке. Она показалась мне забавной. Сразу вспомнилась старая-престарая книга Фрица Лейбера «Серебряные яйцеглавы». Фантастический сатирический роман, где литературу пишут так называемые «словомельницы» — здоровенные компьютеры.

Такая сатира над коммерциализацией литературы. Закладываешь в них одно слово, а они раскручивают целую историю. Писатели при «словомельницах» выступают как живые декорации. Начинающий писатель суетится, бегает с пачками бумаги. Поопытнее — имеет право ходить в свитере, курить трубку. Писатель совсем вальяжный может сидеть в кресле, изображать творца.

Попытка сделать «словомельницу» в реальности меня обрадовала. Задача была стилизовать рассказ под Гоголя. А у меня как раз старший сын читал «Вечера на хуторе близ Диканьки».

— Символично.

— Да, и я сказал: «Придумывай, кто будет главным героем». Пусть, отвечает он, будет пекарь. «Ладно, получишь 1% от гонорара».

Затем я придумал сюжетный сценарий. Надо было написать блок-схему: в таком-то селе жил пекарь. Умерла жена, остался с дочерью. Запил, стал совсем пропадать. Пошел к черту, попросил о помощи и так далее.

— Без деталей и описаний?

— Иногда обороты прорывались, мне же трудно писать совсем механистически, но в основном это были полторы-две страницы схемы.

Затем нейросеть, которую «натаскали» на произведениях Гоголя и вообще наших авторов, переработала схему и попыталась воплотить в художественный текст, имитируя Гоголя.

Что можно сказать об итоговом результате? Машина, конечно, дура и мыслить не умеет. В ее варианте человек приходит домой, одевается и ложится спать. Для нее «оделся» или «разделся» — связано со сном, а вот порядок запрограммирован не был.

Персонажи появляются из ниоткуда и пропадают в никуда. Казаков называют «мужики», за что любой казак тут же шашкой бы голову отсек. Машина попыталась сымитировать [творчество], и отдельные находки были: строчки, фразы, которые читаешь и думаешь: «Ух ты, красиво». Если обработать, как я сделал, согласовать, получается прилично.

— То есть пока мы можем спать спокойно: писать книги нейросеть еще не способна?

— Если систему развивать и натаскивать, через некоторое время это будет полезный инструмент для писателя. Какие-то фрагменты можно будет прогонять через нейросеть, и смотреть варианты. Допустим, не дается абзац описания пшеничного поля, где главный герой убегает от вражеского танка. Прогнал раз-другой-третий: о, красиво получилось. Поправил, почикал, вставил в книгу.

Хотя стоимость «натаскивания» нейросети очень велика. Это же не персональный компьютер делал, а несколько серверов, поглощая энергию в диком количестве. А уж сколько программистов потратили силы.

— Деньгами за проданные книги и экранизацию не «отбить»?

— Книжкой точно не отбить. Тем более польза пока условная. Все, что делает нейросеть, профессиональный писатель способен сочинить. Причем он породит новые смыслы и варианты. Машина же компилирует из базы, которая есть.

Если будет возможность купить такую программу за 100 долларов, поставить на компьютер и временами прогонять текст, я бы себе поставил.

— А как же творчество?

— Это же инструмент, который теоретически может быть где-то полезен. Шахматист разбирает, придумывает дебют и пользуется компьютером. Творчество это или нет? Математик раньше вычислял на бумажке, а теперь — в компьютер забил данные и курит, ждет результата. Художник полдня смешивал краски, добивался оттенка. Сегодня тыкнул в нужный цвет, и готово. Это творчество или нет? В 16 веке художник завопил бы, что это бесовщина: «Попробуй из жуков краски надави, с маслом намешай!».

Сергей Лукьяненко на авторских чтениях. / Фото – РИА Новости

Илон Маск и опасность искусственного интеллекта

— Нейросети пишут картины, музыку, уже и за книги взялись. В будущем творческие профессии исчезнут?

— Нейросети смогут заниматься полноценным творчеством, когда обретут разум. Творчество — создание нового смысла. Может дурацкого и нелепого, но нового.

Машина занимается перебором комбинаций смыслов. Что-то интересное может получаться, но это как в старой притче: если посадить миллиард обезьян за пишущие машинки, через миллиард лет они случайно напишут «Войну и мир».

Осмыслить и создать что-то новое — пока на это способен только человеческий разум.

— Сейчас да. Но тот же Илон Маск предупреждает об опасности искусственного интеллекта (ИИ).

— Пока то что у нас называют искусственным интеллектом, ближе к имитации. Машина может поддерживать видимость разговора, при определенных условиях пройти Тест Тьюринга. Однако пока нет точного понимания, как должен строиться ИИ: на основании копирования структуры человеческого мозга или других принципов?

Мы на пороге создания ИИ, но это может произойти как в пределах 10 лет, так и 50 лет.

Другое дело, что это не будет добродушный Электроник или злобный Терминатор. Искусственному разуму с нами нечего делить и не в чем конкурировать. Он будет жить в другом потоке времени — своем цифровом интеллектуальном мире. Воевать с людьми за землю вряд ли станет, особо дружить — тоже.

Это будет нечто чуждое нам, и в силу этого мы с ним разойдемся. Человеку не нужен такой конкурент, о котором пишут фантасты. Создать такой ИИ — как взять лопату, вырыть себе могилу, спрыгнуть и начать засыпать.

Людям нужны псевдоинтеллектуальные системы, которые способны быть помощниками: управлять боевым самолетом, автомобилем, даже музыку сочинять.

Беспилотные машины и Россия

— Беспилотные технологии в автомобильной сфере активно развиваются. Водители как профессия исчезнут в скором времени?

— Технически это реально. У меня не суперпродвинутый автомобиль, но современный – «Вольво» – и даже он тормозит перед препятствиями, сам паркуется, держит полосу. То есть даже у него есть элементы самоуправления, и это пройденный этап. Дальше больше.

Вопрос, скорее, в том, насколько мы психологически готовы доверять беспилотной машине. Человек, может, менее надежный, но ему доверять мы привыкли. Даже если вы видите за рулем человека, который недавно приехал из далекого аула и не очень ориентируется в городе, но понимаете: он тоже хочет жить. А что происходит в процессоре? Машина дура и у нее нет страха смерти.

И главное: автономная машина врезается в другую, гибнут люди, кто отвечает? Сейчас тот, кто был за рулем.

— Автогигант General Motors собирается брать ответственность на себя. Предполагается, что остальным компаниям придется сделать так же, иначе GM будет впереди.

— Будут большие юридические коллизии, потому что одно дело авария двух машин. А если врезалась машина в бензовоз, как случилось недавно в Болонье? Взрыв, много раненых, погибшие. Последствия совсем другие — выплаты в десятки миллионов.

Так что проблемы есть, но они решаемые. Лет через пять-десять беспилотники будут повседневностью.

— Даже в России с нашими дорогами?

— Технология же не привязана к инфраструктуре, а к машине. Если человек сможет себе позволить купить машину с автоуправлением, а это вряд ли будет очень дорого, то купит ее и в России.

Главное, чтобы это было разрешено законом. Нашу власть можно обвинять во многих грехах, как и любую другую, но в любви к инновациям ей не откажешь. У нас радостно внедряют все технические изобретения.

— Разработчики ПО для беспилотников в России как раз ругают власть, что нет закона о беспилотниках, запрещены тесты на обычных дорогах, полигонов крайне мало.

— Это пока. Как только на улицах западных городов широко замелькают машины с автопилотом, каждого чиновника и депутата начнет пилить жена: «Надоели мне эти водители, я тоже хочу сесть в машинку, и она отвезет меня за покупками». И законы быстро примут. Отставание будет в полгода-год.

— Если говорить об инновациях: что вы думаете о наукоградах, вроде Сколково, Иннополиса?

— О реальных и заметных успехах того же Сколково я что-то не слышал. «Вот-вот что-то сделают, внедрят» — это да. У нас существуют замечательные наукограды: Новосибирский Академгородок, в Подмосковье ряд городов с крупными научными силами. Нет смысла концентрировать все это в огромном Сколково, который представляет собой стеклянный амбар в поле. При всем уважении к людям, которые там работают, это ненужная сущность. Надо было сосредотачиваться на существующих научных центрах.

Еще парочка классных интервью:

Поделись этим текстом с друзьями! Просто нажми одну из кнопок ниже
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
30
константин фывдорфываол
Смешно, это заявляет автор не самых "вумных" произведений на грани фэнтези, где главный герой все время становится суперменом и нарушает законы воображаемого автором мира)))) да ушшш
СсылкаПожаловаться
Шилов Егор Петрович
Лукьяненко сам давно деградировал, последние книги откровенная дрянь. Хотя и дозоры дрянь, для младших классов история.
СсылкаПожаловаться
Simper
Ставить Дудя в качестве авторитета хорошего блогера? Вы что с дубу рухнули? Никакой журналисткой этики и таланта. Автор статьи и герой интервью слишком много "просидели в инете с детьми"
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.ru