Юбилей «Охотника за подлодками». Почему Ту-142 до сих пор тревожит флот США и НАТО

Борьба с подводными лодками противника не теряет своей актуальности даже спустя 60 лет. Вспоминаем, как ответ на проект подводных носителей ядерного оружия в США, в СССР приступили к созданию самолёта, способного обнаружить и уничтожить любую подлодку в любой точке мирового океана.

Морской «Медведь»

Уникальный противолодочный самолёт океанской зоны не создавали с нуля. К тому моменту, как в США разворачивалось строительство подводных лодок, в СССР вполне успешно и массово производился один из самых массовых бомбардировщиков в мире — Ту-95. Его модификацию Ту-95РЦ и выбрали в качестве базы для нового противолодочного самолёта. Но когда техническое задание на новый самолёт было сформировано, стало очевидным, что в итоге получится совершенно новый и другой проект.

Даже внешние сходства Ту-142 и базового Ту-95РЦ оказались минимальны. Новое крыло с более агрессивным профилем, интегрированные топливные баки и совершенно иная архитектура радиоэлектронного оборудования, нацеленная на максимально длительную работу.

Отдельно стоит отметить, что от технического задания, выданного на самолёт, до первого полёта в июне 1968 года, итоговая конструкция отличалась более, чем на 50 пунктов. Главкомат ВМФ не устраивала исходная дальность полёта, надёжность конструкции и многое другое. Ту-142 неоднократно модернизировали ещё на этапе разработки.

Ту-142 над океаном (1986 год). Фото: wikimedia / U.S. DefenseImagery / общественное достояние
Ту-142 над океаном (1986 год). Фото: wikimedia / U.S. DefenseImagery / общественное достояние

Бортинженер одного из Ту-142 авиации ВМФ СССР Анатолий Умыкин рассказал, что даже серийные машины приходилось неоднократно «возвращать» на завод.

«Споры военных с создателями самолёта привели к тому, что с момента подписания первых документов до принятия машины на вооружение в декабре 1972 года прошло почти 10 лет. За это время, казалось, что все проблемы должны были решиться, но и с той и с другой стороны постоянно вносились изменения. В итоге процессы принятия на вооружение растянулись вот до таких сроков. Переучиваться приходилось по несколько раз в год. Мы порой даже не столько летали, сколько в “учебке” торчали и пытались понять, как с новой техникой жить», — говорит Умыкин.

Буйный зверь

Летать на машине на максимальные дальности военные так и не могли. Для того, чтобы увеличить дальность, в начале 70-х разработчикам выдали новое задание, по итогам которого сократился разбег при взлёте и посадке, а максимальная дальность выросла на тысячу километров с небольшим. В итоге в состав противолодочной авиации Ту-142 приняли со следующими характеристиками

  • Практическая дальность полёта — 12 тыс. 300 километров
  • Патрулирование на удалении 2 тыс. километров — 8 часов
  • Максимальная скорость полёта — 830 километров в час
  • Максимальная высота полёта — 11 тыс. метров

Основной целью для «морских медведей» стали базы США и НАТО на северных направлениях в Норвежском и Баренцевом морях. Именно из-за работы на «норвежском маршруте» машину пришлось дорабатывать почти с ходу, и лишь к середине 70-х с появлением самолёта Ту-142М началась настоящая «охота за подлодками». Управляться с буйной машиной, пилотировать которую могли только лётчики с наивысшей квалификацией, помогала система автопилотирования АП-15 и десяток вспомогательных электрических и гидравлических подсистем.

Контент недоступен

Однако даже с этими условиями управлять самолетом было крайне тяжело. Особенно сложной была боевая работа в Норвежском море с вылетом из Североморска. Из-за аварии самолёта-разведчика Ту-16 под управлением командира эскадрильи Александра Плиева в 1968 году, советским лётчикам строго настрого запретили «прохваты» на минимальных высотах. Всё это привело к тому, что при работе в Норвежском море Ту-142 практически сразу брались на сопровождение корабельными радиолокаторами и наземными станциями слежения, и уникальной машине, фактически, «вырвали когти».

Наложенные ограничения на режимы полёта и дальнее обнаружение машины, по словам лётчиков, снижали до минимума режимы нормальной боевой работы. Как и применение специальных средств противодействия — ракет и уникальных торпед в обычном и ядерном оснащении.

Однако даже с такими ограничениями к концу 70-х авиаполки, перевооруженные на Ту-142, были способны «накрыть» поисковыми мероприятими районы площадью в 4500 квадратных километров. Фантастическую цифру по меркам морской авиации. С учётом разбросанных по морским и океанским зонам специальных радиопередатчиков и акустических систем, в 1979 году Советский Союз смог построить наиболее эффективную систему раннего обнаружения и уничтожения подводных лодок за всю историю ВМФ страны.

Выход на пиковую мощность

Позднее Ту-142 два раза умудрился «сменить команду». На его базе создали ещё несколько уникальных бортов — самолёт-ретранслятор Ту-142МР и разведчик Ту-142МРЦ. К 2020 году морская авиация ВМФ насчитывает около 30 машин, большая часть из которых — самолёты в версии М3. «Тройка» — технически самая совершенная машина из всех летающих артефактов, сохранённых и неоднократно модернизированных.

Ту-142МЗ в Государственном музее авиации Украины. Фото: wikimedia / Marathona (собственная работа) / общественное достояние
Ту-142МЗ в Государственном музее авиации Украины. Фото: wikimedia / Marathona (собственная работа) / общественное достояние

Чтобы превратить старую машину в технически передовую боевую единицу «туполевцам» пришлось потратить существенное количество сил и средств. Главным инструментом успеха в этом смысле стала цифровая интеграция — процесс переноса большей части оборудования от самолёта Ту-214Р на «старую» базу турбовинтового самолёта. Решение оказалось настолько удачным, что «морского медведя» привлекали не только к учебным операциям и боевому патрулированию вдоль российских границ, но и к операции ВС РФ в Сирии.

Инженер-разработчик бортовых электронных систем Андрей Костаренко отметил, что недорогая модернизация позволила в разы расширить функционал самолёта.

«Помимо прочего Ту-142 получил высокоточную прицельную систему СВП-24 “Гефест”. С помощью этой системы и компьютеров с высокой производительностью самолёт можно привлекать к наземным боевым операциям, в том числе ночью и в сложную погоду. Фактически, машина превратилась в универсальный самолёт-разведчик с максимально возможной для таких машин дальностью полёта», — рассказал Костаренко.

От поиска подлодок в Норвежском или Японском море Ту-142 внезапно переориентировали в стратегических разведчиков, способных за один заход собрать информацию о цели и сразу нанести по ней удар. Источники Hi-Tech.Mail.ru в Минобороны России отмечают, что разведчики Ту-142 обеспечивали безопасность и сбор данных во время подготовки штурма «северной столицы» Сирии — Алеппо.

Из ряда источников известно, что ни о каком поиске подводных лодок в Средиземном море в этих случаях речь не шла, а «морской медведь» занимался сбором данных по наземным объектам боевиков. Параллельно с разведчиком в боевой готовности находились несколько бортов Су-24М, Су-25 и Су-34, которые после получения данных о цели наносили удары высокоточным оружием. В отдельных случаях, как рассказывают источники, знакомые с ситуацией, от передачи данных командованию до поражения объектов боевиков проходило не более 15 минут.

Эта же система сбора и обработки данных, по мнению экспертов, позволяет настроить чрезвычайно быстрый канал передачи данных с любым подводным крейсером или надводным кораблём, если того требует ситуация.

Ещё полетает

В настоящий момент ВМФ и Минобороны активно ремонтируют и обслуживают самолёты Ту-142. Как и их знаменитых «предков», самолёты Ту-95, противолодочные турбовинтовые гиганты не планируют списывать с боевой службы в ближайшие 10 лет. Инженер-прочнист и руководитель испытательной лаборатории Марат Мухамедьяров считает, что создать самолёт для замены Ту-142 оперативно не получится.

Полёт истребителя Су-57 и беспилотного аппарата С-70 «Охотник»

«Нужно принимать во внимание множество вещей. Во-первых, перекос в сторону беспилотной авиации. Дроны справятся с задачей поиска подлодок лучше, и стоить могут существенно дешевле. Во-вторых, Россия — единственная страна, где турбовинтовые самолёты используются как в стратегической, так и в морской авиации. Исключение составляют лишь палубные самолёты-разведчики E-2 HawkEye ВМС США. Но их жизненный цикл подходит к концу. До конца десятилетия их полностью заменят дроны», — сказал Мухамедьяров.

С точки зрения наиболее полноценной замены Ту-142 эксперты рассматривают новейший беспилотник С-70 «Охотник» и возможные перспективные модификации ПАК ДА — самолёта, который должен заменить (или дополнить) сразу несколько типов воздушных судов: «стратегов» Ту-160 и Ту-95, а также «дальников» Ту-22М3М. Это значит, что активно использоваться морской авиацией ВМФ России самолёты Ту-142 будут вплоть до конца 2020-х годов. Списывать самолёты и оставлять брешь в системе поиска подводных лодок и сбора данных о противнике военные не станут, поэтому, скорее всего, состояние повышенной боеготовности бортов будет поддерживаться до конца 2030-х годов. К этому моменту Ту-142 могут получить не только перспективные средства разведки, например, создаваемый в данный момент комплекс разведки «Сапсан», но и гиперзвуковые противокорабельные ракеты и новые торпеды.

Еще больше современного оружия России, США и Китая в нашей галерее:

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/44fc36772df4b36428b7261c41f07f09/1680945/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/26688aedaa17845a0e665c4e3af7fcd3/1680946/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/a63b464e7488658c01cdd77109995502/1680947/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/cf16eaaccad2e0c4588586550583fd9c/1680948/
29фотографий

Это тоже интересно:

Контент недоступен