Обзор Canon EOS 7D Mark II: очень крутая репортерская камера

Несмотря на суровые для камер времена (убытки либо значительное падение прибыли фиксируются сейчас всеми производителями) как в целом, так и для зеркалок в частности (зеркальный бум уже прошел, доля постепенно падает) – каждая новая камера от двух главных игроков зеркального рынка продолжает оставаться важнейшим событием. Особенно когда речь касается профессиональных или полупрофессиональных серий. Сегодня мы говорим об одной из самых долгожданных новинок прошлого года, главной, пожалуй, камере photokina 2014 – Canon EOS 7D Mark II.

Это продолжательница дела представленной еще в 2009 году Canon EOS 7D, важнейшей зеркальной камеры, снискавшей, несмотря на отсутствие полнокадровой матрицы, огромную популярность среди фотографов-репортеров, не имеющих возможности (либо желания) покупать топовые модели серии 1D. Несмотря на большой срок, прошедший с момента ее выхода, первая 7D со своим автофокусом, скоростью работы, длиной серии оставалась актуальной моделью – но предела совершенству, как известно, нет. Поэтому слухи о выходе второй версии ходили еще за два года до того, как официальный анонс все-таки случился, и чего только не было в этих слухах, вплоть до фантастики про полнокадровый сенсор. На деле мы получили штатное обновление камеры с улучшением по всем фронтам, но без кардинальных изменений. В частности, даже без Wi-Fi модуля, который с недавних пор кажется и вовсе обязательным для любой фотокамеры. И, тем не менее, даже без революционного прорыва, модель остается интересной – это же Canon, интерес тут будет если не всегда, то еще долго.

Основные характеристики

Дизайн и управление

Так как многими покупателями Canon EOS 7D Mark II станут пользователи первой версии, менять что-то кардинально в оформлении и схеме управления «сиквела» смерти подобно – необходимо оставить те же формы, примерно те же размеры и очень желательно не прибавить в весе. Все так и сделано. Камера чуть округлилась, слегка раздалась вширь (149x112x78 мм), но полностью сохранила и логику, и вес (910 граммов с батареей и картой памяти).

«Скелет» камеры сделан из магниевого сплава, обшивка пыле- и влагозащищена, все разъемы и заглушки уплотнены, Canon EOS 7D Mark II рассчитана на суровые условия эксплуатации и не должна подводить ни в дождь, ни на морозе, ни при сверхвысокой влажности. Официально минимальной температурой использования камеры указан ноль по Цельсию, на деле без проблем можно работать и при больших «минусах» - это скажется в первую очередь на продолжительности работы (батарея), но не на эффективности камеры.

На лицевой панели 7D Mark II мы видим байонет с кнопкой высвобождения объектива, кнопку предпросмотра глубины резкости, ИК-датчик для пульта ДУ, лампу подсветки автофокуса и монофонический микрофон. Из отличий от первой версии – переехавшая и увеличившаяся кнопка предпросмотра глубины резкости, все остальные слагаемые на своих местах.

На правом ребре мы видим отсек для карт памяти (CF и SD, поддерживаются обе, и это очень хорошие новости), на левом – набор интерфейсов, прикрытых герметичной заглушкой: разъемы для наушников, микрофона, вспышки, проводного пульта ДУ + вынесенные отдельно microUSB 3.0 (да, камера поддерживает высокоскоростную передачу данных) и miniHDMI.

На верхней панели, слева-направо: селектор режимов с выключателем питания, выступ пентапризмы с врезанными в него вспышкой и «горячим башмаком», информационный монохромный экранчик, кнопку спуска, функциональную клавишу, кнопки смены баланса белого, режимов автофокуса, экспокоррекции/ISO, включения подсветки информационного экрана, а также селекторный диск. Снизу находится батарейный отсек и штативное гнездо, достаточно широко разнесенные друг относительно друга, а также разъем для батарейного блока-рукоятки.

Тыльная панель эргономически организована примерно так же, как на первой версии 7D, лишь с небольшими изменениями. Слева от трехдюймового экрана, занимающего доминирующее положение, мы видим семь кнопок: меню, информация, Picture Control, пометка снимка, приближение, воспроизведение и удаление (набор, напомню, идентичный тому, что мы видели на 5D Mark III). Выше – видоискатель с регулировкой по диоптриям. Правее: переключатель между фото и видео с активацией Live View и стартом записи, джойстик с переключателем зон автофокусировки, фирменное селекторное колесо с кнопкой подтверждения выбора по центру, кнопка вызова быстрого меню, переключатель блокировки колеса и три клавиши (активация автофокуса в режиме Live View, блокировка экспозиции и выбор точки фокусировки).

Набор управляющих элементов чрезвычайно логичный для Canon и, в целом, исчерпывающий. Инженеры в данном случае скорее следовали заданной собой же традиции и ранее разработанным формулам, чем формировали какой-то новый способ управления камерой. Обилие настраиваемых кнопок позволяет подрихтовать управление под себя, наличие двух селекторных колец снимает проблемы регулировки экспозиции, наличие джойстика (на мой взгляд, все-таки не слишком удобного) позволяет без проблем и быстро перемещаться по меню. «Канонисты»-ветераны будут довольны, новичок к этой камере в принципе не подойдет. При пересаживании с другой системы в любом случае будут проблемы, они неизбежны.

Крупная зеркалка в местах соприкосновения с рукой обита резиной, выступ для хвата анатомический, кнопки спуска и старта видеозаписи находятся в удобных зонах, к ним не надо тянуться пальцами (указательным и большим соответственно). Хват отличный, по нему камера напоминает скорее чуть уменьшенную упомянутую выше 5D Mark III, нежели, например, младшую модель 70D. Это к лучшему – идеальный хват не только позволяет не выронить камеру в экстремальной ситуации, но и частично компенсирует дрожание руки.

Интерфейс хорошо знаком по предыдущим зеркальным моделям Canon, никаких изменений здесь, по сути, нет. Горизонтальная навигация, логичное распределение настроек по группам. Имеется быстрое меню.

Основной экран типичен для Canon: 3 дюйма, ЖК, Clear View II, 1,04 млн точек; достаточно яркий и с хорошими цветами, но на солнце слепнет. И он не снабжен ни сенсорной поверхностью, ни поворотным шарниром, в отличие от того же 70D. На photokina 2014 мне удалось поговорить с представителем компании Canon по этому поводу – он оправдывает это необходимостью сделать максимально надежную камеру; на мой взгляд, оправдание несколько натянутое, шарнир вполне можно сделать надежным, а попадание воды в зазор не смертелен – это не мешает, например, Olympus OM-D EM-1/E-M5 II или Panasonic Lumix GH4. А сенсорное управление – это не игрушка, оно может здорово помочь при записи видео, например. Так что это в большой степени ретроградство.

В режиме Live View на экран можно вывести основную информацию о параметрах съемки, гистограмму, но не виртуальный горизонт. Быстрое меню наглядно переводит управление на параметры, выведенные на экране.

Видоискатель новый: оптический, светлый, с охватом 100% (что вдвойне приятно для кроп-камеры) и увеличением 1.0х. Хороший современный видоискатель, с ним удобно работать.

Функциональность

На Canon EOS 7D Mark II используется тот же сенсор, что и на 70D – 20-мегапиксельный CMOS формата APS-C (22,4 x 15,0 мм, кроп 1,6) c фирменной двухпиксельной системой фокусировки, с использованием датчиков матрицы и для считывания изображения, и для определения фазы. В итоге мы имеем гибридный автофокус при Live View, который неплохо себя проявляет и при фото, и при видео. Хотя и уступает «обычному» автофокусу во всем.

Но в компании с ним идет совершенно новый модуль автофокуса с 65 (!) крестовыми датчиками (центральная точка — сверхчувствительная двойного крестового типа), обеспечивающим почти полное покрытие кадра и, соответственно, беспрецедентную точность фокусировки в большинстве условий. Очень здорово работает и следящая фокусировка, модуль схватывает объекты очень быстро и цепко. Отдельно надо выделить следящую фокусировку – новый модуль позволяет не терять объекты даже в случае перекрытия зоны кадра. Из претензий к автофокусу 7D Mark II можно выделить только недостаточно четкую работу в условиях слабого освещения, если сравнивать, например, с контрастными датчиками Panasonic – на EV ниже -3.0 есть проблемы (для зеркалок же стабильная работа центральных точек в таких условиях - уже значительное достижение). В других условиях фокусировка отрабатывается прекрасно, это одна из лучших фотокамер в мире по этому параметру на сегодняшний день.

7D Mark II обзавелся новым затвором, характерным сразу по нескольким параметрам. Во-первых, максимальная скорость 1/8000 сек, но это мог и затвор прошлой 7D. Во-вторых, официальный ресурс в 200 000 срабатываний (а по факту, как правило, значительно больше). Это очень серьезно. Ну и, в-третьих, он позволяет снимать со скоростью 10 кадров в секунду при увеличенном буфере обмена: до 28-30 кадров RAW и ограниченное лишь емкостью карты памяти число кадров JPEG. Причем камера быстра во всех смыслах: на включение уходят мгновения, обработка серии снимков не требует лишнего времени. В плане сочетания автофокуса, затвора и серийной съемки это полноценная репортерская камера, без малейших скидок на что бы то ни было.

Есть встроенная вспышка: ведущее число — 11, подавление эффекта «красных глаз», скорость синхронизации — 1/250 сек.

Режимы работы: P/S/A/M, три пользовательских режима, съемка с произвольной выдержкой (Bulb), полная автоматика. Сюжетных режимов, специально выделенного режима под «творческий контроль» (фирменная работа с цветом) нет, это камера, ориентированная на продвинутого фотографа.

Ничего нового в плане программных особенностей по сравнению с последними камерами компании 7D Mark II не несет: есть встроенная коррекция яркости, склейка HDR (с возможностью задавать диапазон экспокоррекции), мультиэкспозиция, цветовой стиль изображения, коррекция хроматических аберраций, многокадровое шумоподавление. Отдельно хочу сказать о возможности записывать RAW различного размера (от полного до 5 мегапикселей в формате S-RAW), что придется по вкусу репортажникам, снимающим для веб: на обработку и пересылку таких снимков уйдет намного меньше времени. Подобная функция не новость, например ранее мы ее видели на Nikon D810, но менее полезной от того она не становится.

В режиме «творческий контроль» можно управлять цветом снимка. Выше - примеры снимка с различными цветовыми схемами.

А это - пример HDR. Слева - снимок без HDR, справа - с расширенным динамическим диапазоном.

Одна из главных странностей Canon EOS 7D Mark II – отсутствие Wi-Fi модуля при том, что модуль GPS с записью метаданных о снимке в камеру встроен. Кому-то это может показаться излишеством, но как раз многим репортерам он необходим – чтобы с максимальной скоростью перекидывать снимки в интернет. Да, Canon зарабатывает и на продаже аксессуаров к своим камерам, в том числе и внешних беспроводных модулей, но как-то это слишком грубо.

Видео. По последней моде топовая фотокамера ориентируется не только на фотосъемку, но и на запись видео: мы видим разъемы для наушников и микрофона, возможность прямой трансляции по HDMI, поддержку формата без сжатия (All-I). Максимальное разрешение – FullHD (1920x1080), этого в принципе, достаточно, но все больше появляется камер с поддержкой Ultra HD, поэтому сказать, что 7D Mark II «на острие», я не могу. Также несколько расстраивает отсутствие поддержки AVCHD. Запись ведется либо в MOV, либо в MP4. Тем не менее по сочетанию своей функциональности, возможностям сенсора и поддержке широчайшего диапазона оптики Canon EOS 7D Mark II вполне можно рекомендовать для профессиональной видеосъемки. Другое дело, что такие конкуренты, как Panasonic Lumix GH4 или Sony A7s для этих целей подходят еще лучше, но тут опять же встает вопрос приверженности той или иной системе. Хотя 7D Mark II на манер 70D может предложить весьма неплохой автофокус при Live View и видеосъемке – пусть и без поддерживания следящей фокусировки.

Это, в любом случае, прежде всего репортажная фотокамера, предлагающая серьезные возможности при видеосъемке, чем ориентированный непосредственно на это аппарат. Опция представлена весьма серьезно, на нее стоит обратить внимание, если вы снимаете и фото, и видео.

Качество съемки

Камеру мы использовали с объективом EF 24-70mm f/2.8. Вполне адекватная оптика для этой камеры, позволяющая раскрыть ее потенциал, отличный пример L-серии – с цепкостью, постоянной светосилой и качественной картинкой. Отдельно распыляться о важнейшем преимуществе Canon (наряду с Nikon) – огромном ассортименте поддерживаемой фирменной (и не только) оптики, - не буду. Это факт. Байонет EF-S позволяет использовать и оптику специально под кроп, и полнокадровую без каких-либо ограничений.

На «автомате» (а зеленый режим тут есть) Canon EOS 7D Mark II демонстрирует корректную работу, это не сугубо профессиональный инструмент: камера корректно выставляет экспозицию, неплохо справляется с выставлением на автомате баланса белого (провала 6D пока камеры Canon не повторяют), может достаточно успешно самостоятельно определять сюжеты. При недостатке навыков (хотя не слишком представляю публику 7D с недостатком навыков) или нежелании заморачиваться можно работать и в автомате. Но следите за вспышкой, специального режима «полное авто без вспышки» здесь не предусмотрено, но ее можно отключить через меню, в том числе и быстрое.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 16000

ISO 25600

ISO 51200

Одной из проблем 7D была довольно посредственная работа сенсора на высоких значениях светочувствительности, естественный диапазон составлял ISO 100-3200. Новый сенсор проявляет себя значительно лучше. Во-первых, диапазон расширен до ISO 100-16000 с возможностью программно «дотянуть» до ISO 25600 и ISO 51200 (но опустить до ISO 50 уже нельзя, к сожалению). Во-вторых, рабочим можно смело называть диапазон до ISO 6400: при ISO 3200 шумы вообще малозаметны, при ISO 12800 и даже 16000 вполне можно снимать для веб. Отличная широта диапазона, для репортажа это очень ценно.

Есть встроенное шумоподавление. Выше можно увидеть примеры его работы на ISO 6400. Слева направо: от выключенного к максимальному.

Снимки отличаются спокойной, без перекосов, цветопередачей, характерной для Canon (пользователь имеет возможность работать с ней, как сам сочтет нужным), хорошей детализацией, что естественно для 20 мегапикселей, но динамический диапазон оставляет желать лучшего.

Галерея снимков, сделанных на Canon EOS 7D Mark II:

Батарея

Камера оснащена аккумулятором LP-E6N емкостью 1865 мАч, которого хватает примерно на 650-680 снимков (зависит от условий использования, при «раскачанном» аккумуляторе это число может увеличиться) – и это довольно низкий показатель для камеры этого уровня, репортажнику нужно больше. Выход только в дополнительных батареях и батарейной ручке.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

Canon EOS 7D Mark II оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, это ровно то, чего мы и ждали: то же самое, только с улучшениями по тем местам, где и так было неплохо. 65-точечный фазовый автофокус с превосходной системой слежения, 10 кадров в секунду при хорошем буфере, работа одновременно с CF и SD, хорошие возможности для видеозаписи, значительно улучшенная работа на высоких ISO, затвор, работающий на сверхкоротких выдержках и рассчитанный на 200 000 срабатываний. Это по-прежнему прекрасная репортажная камера в относительно бюджетном сегменте (правда, при нынешнем курсе еще более относительном, чем раньше), которой могут заинтересоваться профессионалы.

Но это все равно во-многом камера из прошлого: мы недосчитались Wi-Fi, сенсорного экрана, функции контурной подсветки при ручной фокусировки (focus peaking), сенсор не блещет динамическим диапазоном, нет возможности писать видео в 4K. 7D Mark II – это адекватная и логичная замена первой 7D, поклонники этой модели могут смело идти в магазин, они получат хорошее улучшение. Но стала ли камера универсальнее и полностью ли раскрыт ее потенциал? Не думаю.

Плюсы

  • 65-точечный фазовый автофокус
  • Система слежения iTR
  • Гибридный автофокус (Dual Pixel) в Live View и при видеозаписи
  • Серийная скорость съемки 10 кадров в секунду
  • Два слота для карт памяти (CF и SD)
  • Качественная работа сенсора на высоких ISO
  • Затвор, работающий на 1/8000 с ресурсом до 200 000 срабатываний
  • Вход для микрофона, выход на наушники
  • Возможность видеотрансляции через HDMI
  • Удобная схема управления
  • Пыле- и влагозащищенный корпус

Минусы

  • Нет Wi-Fi
  • Нет сенсорного экрана
  • Экран неповоротный
  • Нет focus peaking
  • Невысокий динамический диапазон
  • Невысокая для своего класса длительность автономной работы