МТС против «Связного»: началась война

Операторы ссорятся не только между собой, привлекая в качестве судьи ФАС, но и с ритейлерами. Настоящая война разгорелась между сетью «Связной» и МТС. Ведущий телекоммуникационный оператор в России и странах СНГ сообщил о прекращении приема платежей в салонах «Связной» с 25 июня 2015 года и о намерении прекратить подключения абонентов в магазинах «Связного» с 22 августа 2015 года. В чем причина?

Первым о решении заявил «Связной» и назвал его «вынужденными изменениями стратегии работы с операторами связи». Как отмечается в официальном заявлении, «Связной» прекратит работу с МТС с подачи оператора.

В «Связном» сообщают, что оператор МТС прислал уведомление о расторжении договора с 23 августа 2015 года. «Начиная с этой даты мы будем вынуждены отказаться от продаж контрактов этого оператора. Таким образом, МТС ограничивает конкуренцию между операторами в рамках нашей сети и на российском рынке в целом. Это решение очевидно принесет значительный дискомфорт клиентам МТС», — комментирует ситуацию президент ритейлера Майкл Тач. О каком именно дискомфорте для абонентов идет речь, он не уточнил.

Несмотря на перестановки и обвинения крупнейшего оператора России в ограничении конкуренции, в «Связном» оптимистично смотрят на сложившуюся ситуацию. По оценкам самого ритейлера, объем продаваемых SIM-карт по итогам 2015 года останется на прежнем уровне. По результатам 2013 и 2014 годов через «Связной» было реализовано по 10 миллионов SIM-карт, несмотря на сотрудничество в 2014 году фактически только с МТС и Tele2. В числе партнеров «Связного» останутся операторы МегаФон и Билайн, а также Тele2, который скоро выйдет на рынок Москвы.

«За первые 2 месяца работы после «возвращения» МегаФона и Билайна мы увидели серьезный приток клиентов этих операторов в нашу сеть. Траффик их клиентов по платежам уже превысил траффик абонентов МТС. После ухода МТС из нашей сети объемы продаж их контрактов быстро заместятся SIM-картами МегаФона и Билайна, а также Теle2. Более того, «выход» МТС позволит нам увеличить доходы от продажи услуг операторов связи, поскольку коммерческие условия в работе с операторами улучшились в течение 2015 года», — отмечает Майкл Тач.

У МТС свой взгляд на ситуацию, которая возникла во взаимоотношениях со "Связным". Оператор говорит о не лучшем качестве работы "Связного", когда дело касается подключения новых абонентов. «Характер продаж наших контрактов в «Связном» изменился – мы наблюдаем активные рекомендации посетителям магазинов ритейлера SIM-карт других операторов, а также бесплатные раздачи SIM-карт МТС покупателям других товаров. Мы видим резкое снижение качества привлекаемых абонентов и значительное сокращение продаж SIM-карт МТС до уровня, который, по нашим оценкам, сильно не соответствует позициямМТС на российском рынке», — отмечает вице-президент МТС по продажам и обслуживанию Вадим Савченко. По его словам, МТС видит «попытки переподключения абонентов, которые посещают салоны «Связного» для оплаты услуг МТС, покупки наших SIM-карт или гаджетов, к сетям других операторов». Оператор говорит, что прекращение приема платежей и продажи продажи контрактов в «Связном» — это вынужденная мера, «чтобы избежать возможного негативного влияния на бизнес МТС».

Президент МТС Андрей Дубовсков: «Если раньше мы имели [в «Связном»] большой объем подключений, то в период с января по май текущего года объемы упали в 4–5 раз. То есть платим мы много, а получаем мало».

Несколько опрошенных РБК участников рынка видят в новой стратегии и другие причины: они считают, что оператор пытается компенсировать снижение притока абонентов из-за падения продаж SIM-карт в «Связном» и сохранить лидерство по абонентской базе. С 2013 года МТС была основным оператором — партнером «Связного». Обстановка изменилась весной 2015 года, когда полноценное сотрудничество со «Связным» восстановили «МегаФон» и «ВымпелКом». А вчера президент МТС Андрей Дубовсков заявил на Петербургском международном экономическом форуме, что оператор может вообще прекратить работу со «Связным». «Если раньше мы имели [в «Связном»] большой объем подключений, то в период с января по май текущего года объемы упали в 4–5 раз. То есть платим мы много, а получаем мало», — сказал Дубовсков ТАСС. «Мы уже понимаем, что «Связной» уйдет под конкурентов, мы видим резкое снижение объемов продаж, снижение качества подключаемых абонентов. Это деструктивный подход на рынке», — цитирует топ-менеджера Интерфакс.

Точные цифры по распределению между операторами 10 миллионов SIM-карт, ежегодно реализуемых в «Связном», ритейлер не раскрывает. В 2014 году доли «МегаФона» и «Билайна» были минимальными, так как они продавали через «Связной» ограниченный объем своих контрактов, сообщила представитель компании Мария Заикина. Тогда конкуренты МТС по «большой тройке» предпочитали в качестве основных каналов продаж собственную розницу и салоны «Евросети» (более 4500 точек по России). В результате львиную долю SIM-карт, которые продавались в «Связном», составляли контракты на подключение МТС и «Связной Мобайл» (по сути, также сим-карты МТС), остальное приходилось на Tele2 и совсем немного — на «МегаФон» и «Билайн». В начале 2015 года один из источников РБК в банковской сфере рассказывал, что МТС отчисляет «Связному» «в разы большую комиссию за продажу своих SIM-карт, нежели другим партнерам».

МТС отчисляет «Связному» «в разы большую комиссию за продажу своих SIM-карт, нежели другим партнерам».

Как именно новые условия скажутся на наращивание базы пользователей в частности и бизнес МТС в целом, мы узнаем из ближайших финансовых отчетов компании.

Возможно, вас заинтересует: