Российские таксисты бастуют из-за приложений

13 февраля российские таксисты начали трехдневную забастовку. Около 4000 водителей в Москве, Казани, Самаре, Улан-Удэ и других городах не будут выполнять заказы «Яндекс. Такси», Uber и GetTaxi. Таким образом таксисты выражают свое несогласие с политикой сервисов такси, работающих через мобильные приложения. Сервисы такси, по словам забастовщиков, требуют высокие комиссии и устанавливают низкие тарифы — при том, что в кризис затраты на обслуживание и ремонт автомобилей выросли.
Hi-Tech Mail

Таксисты зачастую принимают заказы от нескольких сервисов, поэтому начавшаяся в 2014 году ценовая война их не радует. Цена минимального заказа (подача машины и 10 минут поездки) в «Яндекс.Такси» составляет 199 рублей; в GetTaxi минимальную фиксированную ставку (50 рублей) берут за подачу машины. Таксисты, по словам представителя забастовочного комитета Марата Бедретдинова, недовольны положением, при котором «приложения продают таксопарку его же пассажиров». Бастующие полагают, что такси-приложения — посредник, присваивающий прибыли и находящийся сейчас в неуязвимом положении. Поэтому таксисты обратились в ФАС (Федеральную антимонопольную службу).

Бастующие подчеркивают, что текущая забастовка является предупредительной — они просто хотят привлечь внимание к ситуации. С предупредительным характером мероприятия соотносится число его участников: всего около четырех тысяч, при том, что зарегистрированных таксистов в одной Москве порядка 50 тысяч. Представители опирающихся на мобильные приложения сервисов с плохо скрываемом злорадством сообщают прессе, что дефицита машин не наблюдают. Требования бастующих таксистов, высказанные председателем регионального отделения Межрегионального транспортного профсоюза Олегом Амосовым — это, во-первых, «регулирование диспетчерских служб и мобильных приложений на государственном уровне». Во-вторых, таксисты хотят, чтобы в каждом регионе тарифную сетку определяло профессиональное сообщество. (Такси-сервисы смогут в таком случае выдвинуть против таксистов обвинение в ценовом сговоре.)

Вероятно, «цеховое» («гильдейское»?) определение цен несправедливо, но следует отметить, что такси-сервисы занимают на рынке выгодную нишу — собирая много прибыли, несут мало издержек. Трудовые договоры с таксистами сервисы не заключают, медицинскую страховку не предоставляют, зачастую нанимают непрофессионалов и т.д. Именно «асоциальность» новых сервисов в прошлом году привлекла к ним внимание российских парламентариев, которые намеревались заняться регулированием формирующегося на наших глазах рынка ODMS (on-demand mobile services, «услуг по заказам с мобильных устройств»).

История борьбы таксистов мира с мобильными такси-сервисами непродолжительна, но богата событиями. За последний год протестные акции водителей такси проходили в Великобритании, Германии, Франции, Испании, Индии. В некоторых городах, регионах и странах таксистов поддержали суды или законодатели — в частности, деятельность Uber (наиболее одиозной компании*) запрещена в Берлине, Бомбее, Брюсселе, Гамбурге, американских штатах Невада и Южная Каролина, всех штатах Австралии, кроме одного, в Испании, Колумбии, КНР, Таиланде и на Филиппинах. (Вероятно, российским таксистам нужно обратиться за советом к зарубежным коллегам.)

*Uber следила за клиентами, саботировала конкурента, планировала кампанию по дискредитации журналистов и нанимала неподходящий персонал — но почему-то не попала в тематическую серию South Park