НовостиОбзорыВсе о нейросетяхГаджет года 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыЭксперты

Российские цены - снова самые высокие в мире

10 апреля 2015
Ослабление рубля привело к рекордным продажам техники в России в 2014 году. По собственным данным Hi-Tech.Mail.Ru, рост спроса в крупных сетях электроники в декабре вырос в разы — во многих магазинах наблюдались огромные очереди даже ночью. Продавцы просто не успевали выставлять товар на полки и обновлять ценники, а некоторые даже начали ставить цены выше рекомендованных производителем и среднерыночных. Сейчас ситуация с курсом наладилась, однако столь резво поднимающие цены ритейлеры и производители не торопятся выровнять стоимость товаров с актуальным курсом.

По сравнению с пиковым 18 декабря 2014 года, когда продавцы меняли ценники прямо на глазах у покупателей, курс евро на 10.04.2015 оказывается на 33% ниже. Доллар подешевел к рублю за тот же период более чем на 22%. Однако пока снижением цен отметились МТС и «МегаФон», а также китайская Lenovo. Впрочем, ассортимент затронут далеко не весь, а только определенные позиции. Единственный шаг, на который пошли ритейлеры — снизили цены на продукцию Apple, хотя официальный магазин продолжает выставлять неприлично высокие ценники.

Если взять для сравнения флагманские смартфоны Apple и Samsung, то можно обратить, внимание, что с актуальной ситуацией на валютном рынке разрыв стал просто несопоставимым. Жители той же Германии могут приобрести iPhone 6 на 16 ГБ почти на 15 000 рублей дешевле, как и флагманский GALAXY S6. Кстати, на новинки Samsung отдельные ритейлеры установили стоимость несколько ниже, чем рекомендованная роничная цена. И если раньше цены даже после их роста оказывались одними из самых низких в мире, то теперь наблюдается строго обратная ситуация. Что интересно, флагман Samsung еще не поступил в продажу, однако российская цена остается самой высокой в мире, так что версия о складских запасах тут не работает.Даже с ближайшими по стоимости гаджетов странами в России заметен сильный отрыв.

Так почему же так происходит? Все дело в том, что ритейлеры, а также местные представительства производителей закупили большие партии товаров по курсу, который держался в предыдущие месяцы. Наиболее пессимистичные участники рынка постарались закупить товара как можно больше, так как ожидали еще большего падения курса. Свою лепту вносят и банки, которые требуют соблюдать договоренности о фиксировании курсов для крупных игроков. Удобный инструмент защиты товаров от постоянных ценовых качков становится еще одной причиной, почему цены не так-то просто снизить вместе с курсом.

Цены не будут опускаться так же стремительно, как и росли

Результатом всех факторов является то, что цены не будут опускаться также стремительно, как и росли. Впрочем, представители компаний заверяют, что цены будут все равно приводиться в соответствие с курсом, пусть и не сразу.

Менеджер по связям с общественностью «М.Видео» Юлия Зотова в беседе с Hi-Tech.Mail.Ru отметила, что стоимость техники не росла пропорционально курсу доллара: «В среднем прирост составил в районе 30%, что далеко от изменений курса валют, поэтому говорить о снижении цен вслед за рублём в ближайшей перспективе нельзя – да и цены не росли одномоментно».

В компании отмечают, что при сохранении тренда на стабилизацию рубля в компании будут пересматривать контракты с поставщиками, хотя случится это нескоро: «Ожидать этого раньше 2 полугодия нельзя, потому что все техника закуплена впрок и она будет дешеветь в любом случае, в связи с тем, что выходят новые модели и старые дешевеют быстрее, чем успевает обновиться курс».

По мнению «М.Видео», в первую очередь могут отреагировать наиболее быстро оборачиваемые товары и сегменты, где новые технологии толкают цену вниз: смартфоны, планшеты. А вот крупная техника менее эластична в этом вопросе: «Менее всего подвержены быстрым изменениям в цене крупная бытовая техника, телевизоры – они и дорожали с интервалом в 3-4 месяца».

«У каждого из брендов своя стратегия в отношении ценообразования и границы курсов. Но после столь значительных колебаний в конце прошлого года, эти таргеты были пересмотрены и сейчас уже сложно сделать прогнозы относительно того, кто будет первым снижать цены. Но можно совершенно точно сказать, что если тренд на укрепление рубля сохранится, во 2 полугодии об изменении контрактов задумается большинство крупных поставщиков», — заключает Зотова.

А вот Алексей Сердюченко, вице-президент по закупкам компании «Эльдорадо», хоть и не торопится с выводами, зато заверяет, что процесс уже запущен: «Переговоры по пересмотру закупочных цен начались около двух недель назад... По предварительной оценке, в ближайшее время цены будут продолжать снижаться. На текущий момент снижение составило от 10% и выше. Понимая волнение наших покупателей относительно курса, мы специально предусмотрели программу «110% уверенности в цене» - если цена снизится у нас либо у конкурентов в течение 2 недель от даты покупки – мы вернем 110% процентов разницы».

Олег Сильченко, директор по продажам департамента мобильных коммуникаций LG Electronics в России, говорит о слишком небольшом сроке стабильной ситуации, чтобы поднимать вопрос снижения цен: «Мы внимательно следим за курсом рубля, наблюдаем за текущей экономической ситуацией. В настоящий момент решение относительно цен ещё не принято».

Алексей Осипов, представитель по продажам компании ASUS в России указывает на некоторую неопределенность на рынке и поддерживает позицию LG: «На данный момент что-либо сказать сложно. Фактически прошла только неделя. Нужно принимать во внимание политические факторы, которые на это повлияли и будут влиять. Делать какие-то прогнозы тут мы не готовы».

Не торопятся и в Yota Devices с пересмотром цены на отечественный YotaPhone 2, что, впрочем, неудивительно в силу значимой зависимости от иностранных поставщиков комплектующих для гаджета с двумя дисплеями: «Решение в компании пока не принято в отношении корректировки цены».

В HTC заявляют, что курс валют — не единственный фактор, влияющий на стоимость. Во многом ситуация зависит и от самого рынка, на который производитель не всегда способен повлиять: «Ценообразование определяет рынок, и цены в розничной торговле зависят от большого количества факторов, а не исключительно от курса доллара к рублю... Как правило, рекомендованные розничные цены заявляются при выходе модели, но реальная стоимость в рознице в дальнейшем определяется самим рынком».

Поддерживает эти слова и Денис Кутников, генеральный директор Acer в России: «Корректировка планируется по мере прибытия товара в страну. В основном вендорам приходится решать проблему формирования адекватной цены в рознице, и эта адекватная цена иногда не связана с текущими курсами. Поэтому можно сказать, что цены в ритейле еще не доросли до уровня, который мог бы быть. Это было запланировано на конец апреля – май. Сейчас же, вместе с падением курса, новые товары с учетом текущего курса как раз попадают в существующие розничные цены, поэтому если в двух словах, то снижения не будет, но зато не будет запланированного повышения».

Снижения не будет, но зато не будет запланированного повышения

Алексей Ермаков, Вице-президент Sony Mobile Communications Inc., глава Sony Mobile в России и СНГ говорит, что «Если падение курса доллара и евро продолжится в дальнейшем, то снижение рублевых розничных цен возможно».

Исполнительный вице-президент "Евросети" Виктор Луканин уверен, что на рынке уже установлены взвешенные цены, если не говорить о компании Apple: «На рынке мобильной техники только Apple уравнял цены в соответствии с текущим валютным курсом. Остальные игроки заботились о своей доли на рынке и сохранении лояльности покупателей, сдерживая рост цен за счет собственных маркетинговых бюджетов. В связи с этим мы не прогнозируем корректировку стоимости товаров в обратном направлении. У многих вендоров розничные цены выставлены с ориентацией на курс валют в октябре 2014 года. А ценовая политика компании Apple нам неизвестна».

Представитель группы компаний «Связной» Мария Заикина также говорит о том, что стоимость гаджетов сейчас уместна, учитывая рыночную ситуацию: «За 2 полугодие 2014 года стоимость доллара и евро увеличилась значительно - в ноябре-январе доллар стоил уже на 70% больше, чем в середине-конце сентября... С ноября по январь-февраль цены на гаджеты в России выросли в среднем на 30%-40%, то есть не пропорционально изменению курса рубля. Таким образом, производители гаджетов частично нивелировали изменение кросс-курса в интересах клиентов».

Она отмечает, что сейчас нет объективных причин для ощутимого снижения стоимости устройств: «Для заметного снижения цен под воздействием укрепления рубля изменение курса российской валюты должно быть значимым. Также говоря о снижении цен на технику «вслед» за укреплением рубля важно понимать, что влияние кросс-курсов отложенное. Если курс «вернется» к уровню сентября-октября и продержится на нем хотя бы месяц, то цены понизятся не раньше, чем через 1,5-2 месяца после окончательного укрепления рубля на определенном уровне.

Начиная с февраля, когда кросс-курс стал относительно стабильным, стоимость гаджетов на рынке колебалась под влиянием рыночных факторов: спрос и доступность товара, а также конкурентная ситуация в конкретном регионе. Колебания цен, как в большую, так и в меньшую сторону происходят еженедельно», — заключает она.

А вот в российском представительстве Lenovo говорят, что для их компании пересмотр цен из-за валютных колебаний не представляет каких-либо трудностей: «Мы оперативно реагировали и будем реагировать на все экономические изменения... Мы никогда не ставим на наши товары цены, увеличенные пропорционально росту курса рубля. Наоборот, мы стараемся вести мягкую ценовую политику. Для нас корректировка цены не является каким-то событием, требующим месяцы подготовки. Наоборот, Lenovo очень оперативно отслеживает экономическую ситуацию и реагирует практически мгновенно».

В MediaMarkt от комментариев отказались. Возможно, это связано с подготовкой обновления цен уже в скором будущем. Может быть, компания хочет это как-то обыграть, чтобы потребители увидели хоть какие-то сподвижки в эту сторону, а не нудные сомнительные акции. В российском представительстве Samsung также не стали обсуждать этот вопрос. Видимо, в компании делают большую ставку на первые дни продаж GALAXY S6 и S6 edge —ради чего даже организовывается специальное мероприятие — и информация о возможном снижении цен может подпортить эти показатели.

Казавшиеся высокими в декабре, сегодня эти цены похожи на шутку

Когда все станет на свои места, никто не торопится сказать. Тут вступает множество причин, которые затрудняют ответ на этот вопрос, что понятно со слов представителей компаний. Если валютный рынок России зафиксируется и новых «качелей» с курсами не будет, то положение на рынке постепенно улучшится.

Вероятно, производители боятся спугнуть спрос в апреле ожидаемым снижением цен (начиная с мая), а также не хотят дать фору конкурентам. Поэтому стараются не рассказывать о таких планах. Тем более, что ни один игрок не отрицает в категоричной форме такую возможность, что недвусмысленно намекает на очевидное.

Hi-Tech.Mail.Ru ожидает повсеместной корректировки цен в мае-июне, основываясь на актуальных продажах — примерно к этому времени складские запасы с закупленными по необычайно высоким ценам товарами будут истощены, при условии сохранения актуального потребительского спроса. Однако моментального падения в соответствии с курсом ожидать не стоит. Впрочем, ситуация зависит не только от потребителей и курса, но и добросовестности самих производителей, ритейлеров, дистрибьюторов и других участников рынка, которые могут задержать по тем или иным причинам снижение цен на электронику и бытовую технику в России.