Обзор Olympus PEN E-PL7: компактная беззеркалка с Wi-Fi

Olympus, как правило, не спешит с обновлением своей беззеркальной линейки: флагманы OM-D держатся на рынке по два года (оставаясь на нем после выхода нового флагмана в качестве более недорогой модели), старшие PEN E-P также обновляются раз в два года, обновление линейки миниатюрных E-PM прекращено – и только главная «мейнстримная», самая массовая беззеркалка Olympus линейки E-PL обновляется как часы -  ежегодно. В прошлом году вышла E-PL7, актуальная версия стильной камеры, рассчитанная не в последнюю очередь на любителей автопортретов.

Новинка получила: поворотный на 180 градусов в вертикальной плоскости экран, который удобно использовать для построения кадра при съемке самого себя; новый экран высокого разрешения; наконец-то модуль Wi-Fi. Также изменен дизайн - на мой взгляд, в лучшую сторону, но при этом E-PL7 стала чуть крупнее и тяжелее.

Olympus позиционирует модель как стильный аксессуар, напирая по традиции в разговорах о своей серии PEN на дизайн, камеру для тех, кому важно, как выглядит каждая их вещь; при этом, конечно, E-PL7 нельзя ограничивать этими рамками – это полнофункциональная беззеркальная камера стандарта Micro Four Thirds с хорошим сенсором (проверенным еще на E-PL5) и широчайшим парком оптики, характерным для этой системы. За счет сочетания небольших габаритов, серьезной функциональности и относительно невысокой цены камера вполне может рассматриваться как вариант основной камеры для продвинутого любителя. Дизайн же был и остается просто отличительной чертой Olympus PEN, за счет которой E-PL выделяется среди конкурентов.

Основные характеристики

  • Матрица: CMOS формата 4:3 (физический размер — 17,3 х 13 мм), число эффективных пикселей — 16,1 млн
  • Процессор: TruePic VII
  • Очистка от пыли: ультразвуковой волновой фильтр
  • Стабилизатор изображения: сдвиг сенсора, 3-осевой, вертикальная или горизонтальная активация; диапазон компенсации до 3 шагов EV
  • Фокусировка: контрастная
  • Область фокусировки: 81 зон, группа зон (9 точек), одна зона (нормальная), одна зона (маленькая)
  • Режимы фокусировки: ручной фокус, покадровый автофокус, следящий автофокус, покадровый автофокус + ручной фокус, сенсорный фокус
  • Режимы работы: программный авто, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной, i-Auto, cюжетные программы, художественные фильтры, фото история, видеосъемка
  • Брекетинг: по экспозиции 2 / 3 / 5 кадров ( +/- 1/3, 2/3, 1 ступени EV ); 7 кадров ( +/- 1/3, 1/2, 2/3 ступени EV ); по ISO 3 кадра ( 1/3, 1/2, 1 ступени EV )
  • Экспокоррекция: +/- 5 EV ( 1, 1/2, 1/3 ступеней )
  • Сюжетные программы: Портрет, е-портрет, Пейзаж, Пейзаж и портрет, Макро, Спорт, Ночная съемка, Ночная съемка с портретом, Дети, Высокий ключ, Низкий ключ, Цифровая Стабилизация Изображения, Макро природа, Свеча, Закат, Документы, Панорама, Фейерверк, Пляж и снег, Конвертер Рыбий глаз, Макро конвертер, 3D, Широкоугольный конвертер, Съемка с рук, Панорамная съемка
  • Экспозамер: TTL-замер с открытой диафрагмой, 324 зоны
  • Режимы экспозамера: ESP-экспозамер, точечный экспозамер, центрально-взвешенный экспозамер, светлая зона, тень
  • Художественные фильтры: Поп-арт, Мягкий фокус, Мягкий свет, Светлая тональность, Зернистая пленка, Пинхол, Диорама, Кросс-процесс, Драматическая тональность, Нежная сепия, Контурная резкость, акварель, partial color (18 цветов), винтаж; доступны вариации для каждого; брекетинг по художественным фильтрам
  • Размер снимков: до 4608 x 3456
  • Формат записи: RAW, JPEG (EXIF 2.2), MPO (3D)
  • Формат снимка: 4:3, 3:2, 16:9, 6:6, 3:4
  • Светочувствительность: ISO 200—25600 (настраивается, по умолчанию ISO 200—1600)
  • Экран: диагональ 3'' с разрешением в 1.037 тысяч точек, сенсорный, поворотный (по вертикали)
  • Видоискатель: опциональный
  • Максимальная скорость серийной съемки — до 8 кадров/c; максимальная серия — 20 снимков для RAW, ограничено объемом карты памяти для JPEG
  • Тип затвора: электроуправляемый затвор щелевого типа
  • Диапазон выдержки: 1/4000 — 60 с
  • Баланс белого: лампа накаливания, флуоресцентный, дневной свет, вспышка, облачность, тень, под водой; настройка по температуре; ручной баланс белого
  • Программная обработка цветов: i-Enhance, Насыщенный, Натуральный, Портрет, Приглушенный, Монотон, Художественный фильтр, Пользовательский
  • Видео: до 1920 х 1080, 30p, 20 Mbs; MOV(MPEG-4AVC/H.264), AVI(Motion JPEG); эффекты мульти-видеоэхо, видеоэхо, художественный переход, телеконвертер, старая пленка; художественные фильтры; встроенный стерео-микрофон
  • Вспышка: сменная, ведущее число — 10, крепление на горячий башмак, синхронизация 1/250 с
  • Память: слот для карт памяти SD/SDHC/SDXC
  • Интерфейсы: microHDMI, USB AV-out
  • Беспроводные интерфейсы: Wi-Fi, GPS через смартфон

Средняя цена на стандартный комплект с объективом 14-42 мм – 29 500 рублей (рекомендованная розничная цена - 23 990 рублей, средняя по рынку цена посчитана не совсем верно), на версию с объективом 14-42 мм Pancake – 28 000 рублей (рекомендованная розничная цена - 27 990 рублей), на версию без объектива (body) – 22 000 рублей.

Дизайн и конструкция

Olympus стала одной из первой компаний в цифровую эру фотографии, сделавшей ставку на «неоклассику» - ретро-стиль в оформлении своих камер. Еще первый PEN (ставший второй в мире беззеркалкой вслед за Panasonic Lumix G1) блистал характерным для камер из 70-х стилем – и эта тенденция сохранилась на последующих камерах линейки. E-PL7 не исключение. При этом ее облик мне кажется более благородным, более утонченным, чем у предшественницы, более близким к старшей модели PEN-серии – E-P5. Подчеркивают это и материалы – корпус облицован металлом, избавлен от сменной рукоятки, по периметру обит пластиком с фактурой под кожу. Камера, безусловно, хороша собой и на ощупь, с ней приятно иметь дело. Несмотря на то, что это недорогая беззеркалка, скорее, относящаяся к сегменту начального уровня, на ее оформлении и ощущениях от работы это не сказывается.

Габариты Olympus PEN E-PL7 - 115x67x38 мм, вес – 465 грамм (с батареей и картой памяти). В руке камера лежит хорошо, выступ подходит почти для любой кисти, для большого пальца есть площадка на тыльной панели. Единственная небольшая претензия – маленький зазор между рукояткой и объективом: людям с крупными пальцами может быть неудобно работать с камерой из-за этого. Габариты позволяют носить камеру в обычной сумке (в том числе и дамской).

Функциональные элементы. На фронтальной панели мы видим байонет с кнопкой высвобождения объектива, лампочку подсветки автофокуса.

На правом ребре, помимо колечка для ремешка, под единой крышечкой скрыты USB- и microHDMI-разъемы. Слева нет ничего, кроме колечка для ремня. Сверху находятся динамик, стереомикрофон, горячий башмак, селектор режимов, кнопка спуска, окольцованная селекторным диском и кнопка включения. Снизу — отсек для батареи и карты памяти, а также резьба для штатива. При постановке на штатив доступ к отсеку перекрывается.

Тыльная панель: крупный экран, поворотный в вертикальной плоскости, над ним - две кнопки масштабирования (одна — программируемая), ниже: кнопка запуска видеозаписи, пятипозиционная полифункциональная навигационная кнопка, кнопки смены режима отображения, вывода основного меню, воспроизведения и удаления снимков.

Интерфейс и управление

Расположение органов управления слегка изменилось в сравнении с E-PL5, но все равно характерно для серии PEN, а не OM-D. Селекторное кольцо переехало наверх, к кнопке спуска, перегруппированы кнопки. Не сказал бы, что что-то изменилось кардинально, на общем удобстве управления все это практически не сказалось – разве что кнопка видеозаписи находится в менее удачном месте и почти не выступает над корпусом, работать с ней стало неудобно. А вот тот факт, что программируемыми на проверку оказываются практически все клавиши на корпусе, а не только та, над которой написано Fn, радует.

Экран на E-PL7 сенсорный, как на E-PL5 или E-M1, интерфейс по сравнению с этими моделями не изменился, но в отличие от предшественницы добавлено быстрое матричное меню, позволяющее за счет сенсорного экрана иметь мгновенный доступ к большинству настроек (вызывается оно перебором экранных меню с помощью клавиши Info). К сенсорному управлению экран приспособлен мало — значки слишком мелкие; с помощью сенсорного управления можно фокусироваться и снимать по нажатию, просматривать снимки в галерее, масштабировать их (мультитача не появилось), а также манипулировать настройками в режиме i-Auto (размытость заднего фона, движущихся объектов, яркость, оттенок, а также фото-гид).

Основное меню тоже не изменилось, к сожалению, — логика с собранными в одном месте всеми тонкими настройками видится мне не слишком очевидной, бесконечный скроллинг по ним утомляет. При этом само количество настроек, обеспечивающее гибкость подстройки камеры, по-прежнему радует.

Экран улучшен – при сохраненной диагонали в три дюйма разрешение увеличилось более чем в два раза, с 460 тысяч точек до 1037 тысяч точек. Он снабжен механизмом, позволяющим поворачивать его на 90 градусов вверх и на 180 градусов вниз, чтобы видеть самого себя при съемке автопортрета. Механизм спорный: если с поворотом вверх проблем не возникает, то для поворота вниз экран надо сначала немного сдвинуть вниз, причем делать это аккуратно. При поспешной попытке «отогнуть» экран есть шанс сломать механизм; но, по ощущениям, выполнен он достаточно надежно.

На экран можно вывести почти все основные настройки, разные виды сетки (в том числе и крестом, и для замера линии горизонта), гистограмму. Видоискателя нет, можно только докупить опциональный электронный. С учетом того, что он устанавливается в то же гнездо, что и вспышка (встроенной, опять же, нет), ситуация достаточно неприятная. В первую очередь камера предназначена для тех, кому основного экрана для компоновки кадра вполне достаточно.

Функциональность

Сенсор переехал без изменений – тот же 16,1-мегапиксельный CMOS формата Micro Four Thirds (17,3 х 13 мм), знакомый еще по модели OM-D E-M5. Процессор же обновлен – это TruePic VII.

Камера довольно быстро включается в работу (со скидкой на активацию объектива с электронным зумом – у нас был именно такой комплект), почти не тратит время на обработку снимков после применения фильтров программной обработки, способна снимать со скоростью до 8 кадров в секунду. Все это хорошо знакомо и по E-PL5, в новой версии же увеличился буфер обмена: если по RAW все примерно так же – серия до 19-20 кадров, то по JPEG серия ограничена только скоростью и объемом карты памяти.

Автофокус контрастный, с 81 точкой (это больше, чем на E-M5, E-P5 или E-PL5, но не гибридная схема, применяемая на флагмане E-M1). Работает быстро, доступно распознавание лиц, есть возможность задавать конкретные точки фокусировки. С точностью бывают проблемы, особенно в условиях недостаточной освещенности, АФ может мазать – стоит проверять результат на месте. Доступна ручная фокусировка с focus peaking (выделением контуров резкости), есть возможность сенсорной фокусировки (прикосновением пальца к дисплею в нужной точке).

Встроенная вспышка отсутствует. Вместо нее ставится комплектная вспышка на горячий башмак. Не самое удобное решение, но вспышка совсем неплохая для комплектного/встроенного решения: рабочее число — 10, есть подавление красных глаз; она может работать ведущей сразу для четырех групп внешних источников света.

Зато встроен в камеру матричный стабилизатор – трехосевой, позволяющий компенсировать до трех шагов EV. По факту это означает возможность съемки без смаза на длинных выдержках, начиная с 1/10. Доступна внутрикамерная конвертация RAW в JPEG с различной обработкой фото.

Затвор работает в диапазоне от произвольной выдержки до 1/4000 секунды (сверхбыстрый механический затвор, срабатывающий на 1/8000, присущ только старшим моделям). Зато брекетинг по экспозиции допускается с диапазоном в пять ступеней EV.

Режимы съемки: P/A/S/M, сюжетные режимы (их очень много), фирменные арт-фильтры, фирменный же режим «фотоистории» с объединением нескольких фото в одну при помощи рамок и, конечно, видео с полным автоматом iAuto.

Число арт-фильтров увеличилось с 12 до 14, список пополнен выборочным цветом (выбирать можно из 18 цветов) и фильтром «финтаж». Есть, как обычно, и брекетинг по фильтрам. Примеры снимка с различными фильтрами – выше.

Выше можно увидеть пример съемки «фото-историй» с применением нескольких фоторамок. Знакомая по другим камерам Olympus функция.

Доступна программная склейка HDR, съемка с мультиэкспозицией, time lapse, внутрикамерная склейка панорам (практически бесполезная из-за неудачной реализации); фирменная обработка цветов i-Enhance также присутствует.

Беспроводная функциональность. В отличие от предшественниц, E-PL7 обладает встроенным модулем Wi-Fi. Контакт с мобильным устройством можно налаживать за счет считывания QR-кода (средство, в свое время на камерах впервые внедренное именно Olympus, но уже активно подхваченное и другими компаниями). Помимо удаленного Live View (доступны и ручные настройки) и передачи фотографий непосредственно в память смартфона/планшета, приложение позволяет редактировать снимки при помощи встроенных арт-фильтров и добавлять геометки.

Видео. Здесь Olympus PEN E-PL7 не блистает, показывая примерно то же, что и E-PL5 - FullHD-видео с частотой лишь 30 кадров/с и прогрессивной разверткой в контейнерах MOV и MPEG4. Автофокус во время записи видео работает, но не слишком здорово, есть встроенный стереомикрофон, с возможностью подключения внешнего через фирменный аксессуарный порт. При этом для видео можно применять различные арт-фильтры, а также добавлять необычные эффекты «пост-движения». Есть и функция применения фильтров на одном ролике последовательно, один за другим, с заданным переходом между ними.

Качество съемки

Olympus PEN E-PL7 может идти в комплекте с разными объективами – с электронным зумом или обычным, отличающимся по цене и габаритам. О них мы уже писали, тестируя оба; в данном случае камера была у нас с зумом-«блинчиком» 14-42mm 1:3.5-5.6 EZ. Это очень неплохая вариация на тему компактного зум-объектива – ладно собранная, с двумя, что редкость, кольцами (не будет проблем ни с зуммированием, ни с ручной фокусировкой) и с хорошей для своих довольно рядовых оптических характеристик картинкой. Несколько страдает скорость и цепкость фокуса, можно воспринимать это как необходимые жертвы компактности.

Байонет Micro Four Thirds позволяет использовать на E-PL7 широчайший парк оптики как Olympus, так и Panasonic – на сегодняшний день, несмотря на все усилия конкурентов (в первую очередь Sony, Fujifilm, Samsung), это лучший выбор и по качеству, и по количеству.

Авторежим неплох в плане выставления адекватной экспозиции — ограничения по светочувствительности компенсируются возможностью выставить выдержку подлиннее, спасибо стабилизатору. Но временами камера «перебарщивает» с оценкой возможностей своего стабилизатора, ставя слишком длинную выдержку – и получая смазанные кадры в итоге. Неплохо отрабатывает камера ситуации с искусственным освещением, выставляя верный баланс белого.

Галерея снимков с различным ISO:

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

Рабочим спокойно можно называть диапазон до ISO 1600 включительно, выше – уже становится заметно падение детализации, лезут шумы. Проблемным остается высокий нижний порог светочувствительности – ISO 200. Есть возможность искусственного расширения диапазона до ISO 100, но это происходит за счет падения качества съемки.

Шумоподавление отключаемое, с тремя степенями мощности. Слева – направо – снимок на ISO 6400 от отключенного шумодава к максимальному.

Снимки, сделанные на Olympus PEN E-PL7 характерны в первую очередь фирменной, очень яркой и выразительной цветопередачей. Детализация неплоха, динамический диапазон вполне в пределах нормы.

Галерея снимков, сделанных на Olympus PEN E-PL7:

Батарея

E-PL7 комплектуется аккумулятором BLS-50 емкостью 1210 мАч, которого хватает примерно на 330-350 снимков (в зависимости от режима использования). Это очень неплохо для компактной беззеркалки, причем сейчас нет тенденции к наращиванию этого числа, скорее, наоборот, – производители нечасто заботятся об этом моменте. У Olympus подобная проблема вставала в полный рост на модели E-M5, серия E-PL от нее избавлена.

Мнение Hi-Tech.Mail.Ru

В свете резко схлопывающегося рынка компактов все производители камер склоняются к получению прибыли за счет продажи более дорогих камер, заменяя количество качеством. E-PL7 вполне поддерживает эту тенденцию. Это младшая модель в беззеркальной линейке Olympus, но (особенно с учетом новых экономических реалий в России, в долларовом эквиваленте она стоит наравне со своими предшественницами) ее нельзя назвать дешевой. Но и исполнение соответствующее: прекрасные материалы, благородный дизайн (особенно в двухцветном исполнении, какое и было у нас на тестировании); E-PL7 выглядит значительно солиднее предыдущих E-PL, играя на том же поле, что и старшая PEN.

Функционально это тоже серьезная камера – ей не хватает только встроенного видоискателя и встроенной же (а не внешней) вспышки. Но здесь отличия уже не так кардинальны: Wi-Fi + NFC, обновленный процессор, несколько новых фильтров и дополнительных программных возможностей. И да, новый экран с поворотным механизмом, допускающим использование камеры для автопортрета – эта тенденция постепенно охватывает весь рынок, производители выпускают модели с экранами, поворачивающимися «на себя» один за другим.

В своем сегменте у E-PL7 очень серьезная конкуренция: здесь и Sony a5100, и Fujifilm X-M1, и Samsung NX300 (берущая свое за счет цены); не стоит скидывать со счетов и позапрошлогоднюю Panasonic Lumix GF6. Среди них E-PL7 берет свое за счет исполнения и фирменного характера (в первую очередь цветопередачи) – ниша не очень широкая, но она есть. Правда, есть еще одно «но» - очень близко расположенная по ценообразованию OM-D E-M10, одна из самых удачных по совокупности качеств беззеркалок прошлого года, превосходящая младшую сестру из серии PEN почти во всем. Именно внутренняя конкуренция видится для E-PL7 наиболее серьезной.

Плюсы

  • Стильный дизайн
  • Качество сборки
  • Сенсорный экран, поворотный на 180 градусов
  • Фирменная цветопередача
  • Встроенный стабилизатор
  • Байонет Micro Four Thirds
  • Фирменные арт-фильтры и система программной обработки
  • Wi-Fi + NFC

Минусы

  • Отсутствие видоискателя
  • Внешняя вспышка
  • Слабая работа с видео
  • Не очень широкий динамический диапазон
  • Невысокий порог рабочих ISO